Диагноз РАС вызывает разные чувства и эмоции у родителей: растерянность, непонимание, поиски различных способов решения вопроса. Несмотря на то, что аутизм нельзя вылечить, при ранней коррекции в дошкольном возрасте можно достаточно быстро сформировать навыки коммуникации и запустить речь. Как в современном мире помогают детям-аутистам? Об этом рассказывает клинический психолог, основатель сети логоцентров ДАР Анастасия Краминова.
Что нужно знать?
- Аутизм нельзя вылечить, но при помощи квалифицированных педагогов и врачей вполне реально достичь хорошего уровня социальной адаптации
- Работа должна быть комплексной. Это значит, что обязательно нужно подключать занятия с коррекционными специалистами, наблюдение детским неврологом и детским психиатром, аппаратные методы и физиотерапию;
- Не существует “волшебной таблетки”, коррекция аутистического расстройства не имеет универсального подхода. Каждый случай - индивидуальный, занятия формируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и определения целей для ближайшей зоны развития;
- Результативность работы во многом зависит от от возраст ребенка. Чем раньше выявить детский аутизм и приступить к реабилитации, тем эффективнее будет лечение. Довольно часто педагоги сталкиваются с довольно типичной для РАС ситуацией: ребенок начинает заниматься со специалистами в возрасте около 4 лет, но при этом его речь - это соответствует 1 году, моторное - 2,5-3 годам, а выражение чувств, эмоций, настроения - 2-3 месяцам;
- Важна социальная составляющая. Развитие малыша не заканчивается в кабинете специалиста. Коррекционные специалисты разрабатывают и подбирают методику, ориентируясь на адаптацию малыша за пределами детского сада или коррекционного центра. Позиция родителей, их участие и готовность помогать и быть включенными в процесс играет огромную роль. Например, важно выполнять задания, которые рекомендует логопед или нейропсихолог, создавать для ребенка понятную и привычную среду - соблюдать ритуалы, придерживаться четкого распорядка дня, переключать его при помощи сенсорной разгрузки, корректно поощрять.
Родители, должны понимать, что они не роботы и также, как любой другой человек нуждаются в отдыхе. И в этом нет ничего страшного. Обязательно отвлекайтесь от поиска вариантов лечения ребенку. Уделяйте время себе, занимайтесь чем-то, что вам нравиться и доставляет удовольствие (поход в кино, встреча с друзьями, хобби) «Вашему ребенку необходимы здоровые и счастливые родители», — это не просто красивая фраза.
Как проводится коррекция?
На положительную динамику можно рассчитывать лишь в том случае, если придерживаться комплексного подхода. Ждать результата от приема препаратов и занятий один раз в неделю индивидуально или в составе группы в садике бессмысленно.
- Занятия с коррекционными педагогами. Логопеды и нейропсихологи формируют речевые навыки, учат проявлять эмоции, удерживать внимание, развивают психические функции и т.д.
- Физиопроцедуры — еще один важный пункт. Применение аппаратных методов повышает эффективность коррекционных занятий в несколько раз. Также немаловажным преимуществом физиотерапии является снижение или полный отказ от лекарственного лечения.
- Прием препаратов. Основной целью медикаментозной терапии при аутизме является уменьшение нежелательных симптомов, которые могут мешать занятиям и реабилитации, таких как агрессия, аутоагрессия, стереотипии, двигательная расторможенность и негативизм. Необходимо отметить, что препараты следует применять в комплексе с коррекцией. Изолированное применение медикаментозной терапии не приносит результатов.
- Закрепление и отработка полученных навыков дома. Вовлеченность родителей в процесс обучения очень важна. От того, насколько родители включены в коррекционный процесс (выполнение рекомендаций специалистов, работающих с ребенком), зависит общий конечный результат.
На положительную динамику можно рассчитывать лишь в том случае, если придерживаться комплексного подхода. Ждать результата от приема препаратов и занятий один раз в неделю индивидуально или в составе группы в садике бессмысленно.
При расстройстве аутистического спектра хорошим стартом станет коррекционный детский сад. Наличие профессионального педагогического состава, тьютора (незаменимого помощника малыша в незнакомой среде) и пространства, которое предоставляет важные подсказки для малыша-аутиста, — главные критерии при выборе. Хорошо, если в садике обращают внимание на избирательность ребенка в еде, а также предоставляется возможность медицинского сопровождения. Врачи смогут оценивать состояние ребенка и проводить необходимые процедуры, например, медицинский и логопедический массаж.
Опираясь на наш опыт, можем сказать, что если помощь ребенку начата до 4,5 лет, продвигаться в коррекционной работе будет намного легче и эффективнее. После 5 лет шансы на формирование и развитие речи значительно снижаются. Да, у детей-аутистов особое восприятие мира, но у них также есть и сильные стороны, такие как внимание к деталям, хорошая зрительная память и спокойное отношение к монотонной деятельности. Эти качества нужно развивать с помощью специалистов — именно поэтому важно не упустить время, когда возможности для коррекции максимально широки.