Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | БУДУЩИМ РОДИТЕЛЯМ

Дети дождя: как и какие специалисты должны работать с детьми-аутистами

Диагноз РАС вызывает разные чувства и эмоции у родителей: растерянность, непонимание, поиски различных способов решения вопроса. Несмотря на то, что аутизм нельзя вылечить, при ранней коррекции в дошкольном возрасте можно достаточно быстро сформировать навыки коммуникации и запустить речь. Как в современном мире помогают детям-аутистам? Об этом рассказывает клинический психолог, основатель сети логоцентров ДАР Анастасия Краминова.

Что нужно знать?

  • Аутизм нельзя вылечить, но при помощи квалифицированных педагогов и врачей вполне реально достичь хорошего уровня социальной адаптации

  • Работа должна быть комплексной. Это значит, что обязательно нужно подключать занятия с коррекционными специалистами, наблюдение детским неврологом и детским психиатром, аппаратные методы и физиотерапию;

  • Не существует “волшебной таблетки”, коррекция аутистического расстройства не имеет универсального подхода. Каждый случай - индивидуальный, занятия формируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и определения целей для ближайшей зоны развития;

  • Результативность работы во многом зависит от от возраст ребенка. Чем раньше выявить детский аутизм и приступить к реабилитации, тем эффективнее будет лечение. Довольно часто педагоги сталкиваются с довольно типичной для РАС ситуацией: ребенок начинает заниматься со специалистами в возрасте около 4 лет, но при этом его речь - это соответствует 1 году, моторное - 2,5-3 годам, а выражение чувств, эмоций, настроения - 2-3 месяцам;

  • Важна социальная составляющая. Развитие малыша не заканчивается в кабинете специалиста. Коррекционные специалисты разрабатывают и подбирают методику, ориентируясь на адаптацию малыша за пределами детского сада или коррекционного центра. Позиция родителей, их участие и готовность помогать и быть включенными в процесс играет огромную роль. Например, важно выполнять задания, которые рекомендует логопед или нейропсихолог, создавать для ребенка понятную и привычную среду - соблюдать ритуалы, придерживаться четкого распорядка дня, переключать его при помощи сенсорной разгрузки, корректно поощрять.
Родители, должны понимать, что они не роботы и также, как любой другой человек нуждаются в отдыхе. И в этом нет ничего страшного. Обязательно отвлекайтесь от поиска вариантов лечения ребенку. Уделяйте время себе, занимайтесь чем-то, что вам нравиться и доставляет удовольствие (поход в кино, встреча с друзьями, хобби) «Вашему ребенку необходимы здоровые и счастливые родители», — это не просто красивая фраза.
Как проводится коррекция?

  1. Занятия с коррекционными педагогами. Логопеды и нейропсихологи формируют речевые навыки, учат проявлять эмоции, удерживать внимание, развивают психические функции и т.д.
  2. Физиопроцедуры — еще один важный пункт. Применение аппаратных методов повышает эффективность коррекционных занятий в несколько раз. Также немаловажным преимуществом физиотерапии является снижение или полный отказ от лекарственного лечения.
  3. Прием препаратов. Основной целью медикаментозной терапии при аутизме является уменьшение нежелательных симптомов, которые могут мешать занятиям и реабилитации, таких как агрессия, аутоагрессия, стереотипии, двигательная расторможенность и негативизм. Необходимо отметить, что препараты следует применять в комплексе с коррекцией. Изолированное применение медикаментозной терапии не приносит результатов.
  4. Закрепление и отработка полученных навыков дома. Вовлеченность родителей в процесс обучения очень важна. От того, насколько родители включены в коррекционный процесс (выполнение рекомендаций специалистов, работающих с ребенком), зависит общий конечный результат.

На положительную динамику можно рассчитывать лишь в том случае, если придерживаться комплексного подхода. Ждать результата от приема препаратов и занятий один раз в неделю индивидуально или в составе группы в садике бессмысленно.
При расстройстве аутистического спектра хорошим стартом станет коррекционный детский сад. Наличие профессионального педагогического состава, тьютора (незаменимого помощника малыша в незнакомой среде) и пространства, которое предоставляет важные подсказки для малыша-аутиста, — главные критерии при выборе. Хорошо, если в садике обращают внимание на избирательность ребенка в еде, а также предоставляется возможность медицинского сопровождения. Врачи смогут оценивать состояние ребенка и проводить необходимые процедуры, например, медицинский и логопедический массаж.

Опираясь на наш опыт, можем сказать, что если помощь ребенку начата до 4,5 лет, продвигаться в коррекционной работе будет намного легче и эффективнее. После 5 лет шансы на формирование и развитие речи значительно снижаются. Да, у детей-аутистов особое восприятие мира, но у них также есть и сильные стороны, такие как внимание к деталям, хорошая зрительная память и спокойное отношение к монотонной деятельности. Эти качества нужно развивать с помощью специалистов — именно поэтому важно не упустить время, когда возможности для коррекции максимально широки.
Будущим родителям Дошкольники