Задержка речевого развития: все, что нужно знать родителям
Некоторые современные родители готовы слушать детский лепет лет до 3-4 лет, другие же испытывают тревогу, если в 2 года ребенок не говорит простых фраз.
Когда можно говорить о задержке речевого развития? Каких специалистов стоит посетить? Нужно ли применять физиотерапию и медикаментозное лечение? Обо всем этом рассказывает клинический психолог, основатель сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи» Анастасия Краминова.
В два рано или поздно?
Если мама начинает чувствовать, что речь ребенка скудная и развивается не слишком стремительно, то правильнее послушать себя, а не мнение других мам на детских площадках или форумах. Чаще всего, опытные мамы напишут или расскажут, что причин для паники нет: «мой тоже молчал до трех-четырех (плохо говорил), а потом сразу начал целыми предложениями», а вдогонку еще напомнят о том, что ребенок никому ничего не должен. Нужно ли ждать более старшего возраста и более серьезных жалоб для обращения к специалисту?
«Кроме Всемирной Организации Здравоохранения есть современные нормы, применимые к той или иной стране проживания, - рассказывает Анастасия Краминова. – В Российской Федерации в два года ребенок при нормо типичном развитии должен строить простые фразы из трех слов, например, «мама, подойди сюда». Кроме того, он понимает обращенную к нему речь, различает базовые предлоги и поддерживает игровой контакт, когда мама предлагает достать игрушки и разыграть какую-то сценку. Что касается ВОЗ, то их рекомендации относятся ко всем жителям нашей большой планеты, включая африканские и другие менее развитые страны. Таким образом, все рекомендации, включая речь, развитие когнитивных навыков в том или ином возрасте – это некие усредненные требования и границы обозначенных норм, поэтому полагаться лишь на них неправильно».
Прислушаться к себе – наиболее верное решение. Тем более если мама видит, что сверстники в развитии опережают ее ребенка. Если малыш нормо типичный, не стоит на учете у невролога и психиатра, то развеять все страхи и сомнения можно посетив логопеда, так как именно этот специалист занимается речью. Если были перинатальные травмы и постнатальные (после рождения до года) серьезные заболевания с лечением антибиотиками, то обязательно необходимо посетить консультацию детского невролога. О любых неврологических предрасположенностях, как правило, сообщают неонатолог и педиатр во время обследований ребенка в первый год жизни. Если подобного не было, в любом случае, перед поступлением в детский сад консультация логопеда специалиста обязательна.
Как выбрать невролога
В первую очередь, важно понимать, что от любого специалиста и врача напрямую зависит результат. Неврология достаточно широкая область медицины, где работают с серьезными органическими нарушениями, в том числе эпилепсией, дцп и т.д. Более узкое направление – это речевое и когнитивное развитие. Поэтому максимальный интерес родителей должны вызывать те неврологи, которые работают не при стационарах, а в коррекционных учреждениях и клиниках, которые специализируются на компенсации речи и преодолении поведенческих и когнитивных дисфункций.
«Большинство неврологов общего профиля при любых неврологических отклонениях по результатам уздг, энцефалограммы и анализов назначают стандартный набор препаратов. Например, пантогам, когитум и фенибут, - рассказывает Анастасия Краминова. – У узких специалистов есть более расширенный ассортимент, особенно если явных органических нарушений нет. Сильные препараты – не панацея, и во многих случаях они могут сработать в противовес тому, что необходимо получить. Как правило, в два года лабильная психика и правильно подобранные коррекционные занятия, физиотерапия могут компенсировать все без медикаментозного лечения».
Как помочь справиться с ЗРР
Магнитная стимуляция (ТМС) и электромагнитные излучения часто практикуются в возрасте двух лет. Физиопроцедуры достаточно результативны и менее агрессивны для ребенка по сравнению с медикаментами.
Но все же родителям важно понимать, что это результативные, но дополнительные способы лечения, которые больше направлены на компенсацию общих соматических заболеваний.
«Любые нарушения речи нужно устранять с помощью логопедов и подключать дефектологов, в случае когнитивного снижения, – рассказывает Анастасия Краминова. – В более старшем возрасте может понадобиться помощь нейропсихолога, который занимается построением и восстановлением межполушарных связей. Работа не быстрая, но именно такая стратегия позволяет устранить все дефициты и помочь ребенку развиваться правильно».