ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | БУДУЩИМ РОДИТЕЛЯМ

Здоровая самооценка: откуда она берется?!

Адекватная самооценка и вера в себя помогают нам принимать верные решения, преодолевать трудности и двигаться к своим целям. В этой статье вместе с Ириной Прокофьевой, детским психологом и сказкотерапевтом, разберёмся, как определить уровень самооценки, развить её и воспитать в ребёнке уверенность в себе.
Диагностика самооценки у детей
Для определения уровня самооценки ребенка можно воспользоваться методикой «Лесенка» (разработана кандидатом психологических наук В.Г. Щур). Нарисуйте на листе бумаги лесенку из семи ступенек. Расскажите ребенку, что если рассадить всех детей на эту лесенку, то на верхних ступенях будут сидеть самые добрые, умные и смелые – самые хорошие дети (чем лучше, тем выше), а на нижних – самые плохие. Предложите ребенку выбрать ступеньку, на которую он поставил бы себя самого. Можно предложить оценить себя в целом, а затем «поставить» на лесенку свои качества по отдельности.

Если ребенок сразу или после некоторых раздумий ставит себя на самую верхнюю ступеньку – это говорит о завышенной самооценке. Если, обдумав ответ, ребенок ставит себя на вторую или третью ступеньку сверху – самооценка адекватна. Самооценка занижена, если ребенок ставит себя на три нижние ступеньки или вообще отказывается от выполнения задания, отвечая на все вопросы «я не знаю».
Самооценка и возраст
Существует зависимость самооценки от возраста ребёнка. Например, детям младшего и среднего дошкольного возраста свойственна завышенная самооценка: они не всегда понимают свои ошибки и не могут объективно оценить себя и свои поступки. По мере взросления завышенная самооценка дошкольников постепенно снижается.

У детей 6-7 лет она становится более реалистичной. В привычных ситуациях и знакомой деятельности они оценивают себя адекватно, а в новых, непривычных ситуациях их самооценка ещё может оставаться завышенной.

Для детей 7-10 лет самооценка считается адекватной, если несколько качеств ребёнок ставит на верхнюю часть "лесенки", а одно-два качества — в середине или чуть ниже.

К сожалению, в школьные годы адекватная самооценка часто начинает снижаться из-за трудностей, связанных с обучением и взаимодействием со сверстниками.
Как поднять самооценку и развить уверенность в себе?
Самооценка – это не только оценка самого себя, но и оценка своих возможностей. Она самым прямым образом влияет на профессиональные достижения, самореализацию, личную и семейную жизнь, коммуникации и качество жизни в целом. Поэтому адекватная оценка себя, вера в свои силы и способности очень важна для любого человека.
Основные принципы воспитания уверенного в себе ребенка:
1. Поддержка и поощрение - не только за успехи, но и за усилия.

2. Создание безопасной среды, где можно смело выражать свои мысли и чувства. Сюда же – принятие эмоций ребенка.

3. Постановка реалистичных целей – учите ставить достижимые цели и разбивать их на маленькие шаги.
4. Поощрение самостоятельности в принятии собственных решений.

6. Акцент на сильные стороны и таланты – покажите ребенку, что ему есть чем гордиться.

7. Собственный пример - демонстрируйте уверенность в себе и позитивное отношение к своим успехам и неудачам.

8. Учите справляться с неудачами: покажите, что ошибки — это часть обучения.
Ситуации успеха
Ситуации успеха – настолько эффективный способ формировать здоровую самооценку и веру в себя, что я хотела бы посвятить этому отдельную часть статьи. Это ситуации, в которых ребенок может продемонстрировать свои способности, добиться успеха и закрепить для себя осознание: «у меня получилось».

Родители могут осознанно создавать такие ситуации, разделяя с ребенком ответственность, поручая ему задания или проекты. Приведу несколько примеров таких проектов:
Ответственность на кухне: попросите ребенка помочь приготовить несложное блюдо. Объясните шаги и наблюдайте за процессом, отмечая успехи. С возрастом можно передать больше ответственности – например, за приготовление ужина по определенным дням.

Организация пространства: попросите ребенка помочь организовать книжную полку, ящик с игрушками или план перестановки в комнате. Объясните принципы организации, опишите желаемый результат и похвалите его за помощь и креативный подход.

Организация мероприятия: попросите продумать программу мероприятия, список гостей, меню, подарки и пр. По возможности, передайте часть ответственности, которая будет ребенку по силам, и отметьте, как ценна и полезна оказалась его работа.

Планирование поездки или семейных выходных: поручите ребенку выбрать маршрут, продумать план и все организационные моменты. Задание со звездочкой – уложиться в определенный бюджет.
В этих и любых других проектах важно не только дать возможность для победы, но и позитивно реагировать на результат, отмечать усилия и поддерживать чувство успеха. Так ребенок будет чувствовать, что способен достигать целей, и будет стремиться к новым достижениям. Адекватная самооценка и вера в себя помогут ему видеть свою значимость и ценность, уверенно применять свои способности и таланты и смело идти к поставленным целям.
2024-11-12 22:47 Будущим родителям Школьники