Нужно ли творческому подростку связывать себя с журналисткой?
Журналистика – это творческая, но достаточно ответственная и серьезная профессия, которую многие подростки выбирают для себя. Многие родители также выбирают эту профессию для своих детей, учитывая сильные стороны своих чад. В данном случае важно понять, что для журналистики является сильными сторонами.
Эта тема возникла не случайно. Как показывает опыт, далеко не каждый выпускник факультета журналистики идет работать по своей специальности. Тем не менее, по данным агентства ЮНПРЕСС, каждый четвертый российский выпускник мечтает о профессии журналиста. Почему же так получается?
Причин этому может быть много, но одна из основных – это изначально неверно выбранный путь. Чтобы не совершать подобных ошибок и не тратить дополнительные годы на дальнейшее переобучение, стоит уяснить, как связано творчество и журналистика.
Нередко бывает так, что школьник любит писать. На уроках литературы хорошо и грамотно пишет сочинения, участвует в олимпиадах. Он, безусловно, творческий ребенок с богатым словарным запасом. Но ошибкой будет считать, что его предназначением является журналистика.
Дело в том, что творчество – это значимая часть журналистики, но далеко не основная. Чтобы объяснить это, понадобится сначала отметить основные требования к начинающему журналисту.
Умение писать. Это, конечно, самое первое. Если у юнкора пока не получается хорошо писать, но имеется большое желание – значит, все впереди. Надо писать постоянно. Интересно, грамотно. Также необходимо читать материалы других журналистов, в идеале – общаться с другими журналистами, чтобы перенимать опыт.
Умение анализировать информацию. Это важное требование и, надо отметить, требует усидчивости, терпения и аналитических склонностей ума. Уметь перепроверять информацию, находить первоисточники, отделять главное от второстепенного – это то, чему нужно научиться на начальном этапе.
Социальность. Журналист должен любить общаться, уметь общаться и не стесняться общаться. Хороший журналист – это в чем-то психолог. Потому что важно чувствовать настроение собеседника, уметь его к себе расположить, найти общий язык в короткие сроки. Этого можно достичь как путем профессионального опыта, так и путем простого общения с людьми. В любом случае – нужно быть социальным.
Упорство. То самое качество, без которого ни один журналист не станет профессионалом. Есть такая журналистская присказка – не пустили в дверь, лезьте в окно. Это шутка, но и не шутка вовсе. Ведь чтобы добыть важную информацию нужно порой быть и упрямым, и прямолинейным, и жестким. Но при этом сохранять хорошие отношения с информатором.
И только потом идет творчество. Способность составлять из множества частиц одну единую картину таким образом, чтобы она стала произведением искусства. Творчество – это не только про красоту и слова. Это про способы поиска и добычи информации, про анализ и выводы, про все процессы внутри создания окончательного материала.
Как мы видим, в ряду требований творчество не является ключевым. Но, как ни странно, и без него не получится никак. Творчество – это не только процесс. Это способность видеть мир иначе, более ярко, достигая сути. Нередко журналисты становятся хорошими специалистами в других областях творчества. Они могут быть художниками или поэтами, писателями или швеями, также они могут безумно любить какие-нибудь науки – философию или психологию, медицину, физику и даже математику. Потому что творчество – это неравнодушие и умение остро чувствовать любые события и явление этой жизни.
Творчество же в языке совместно со всеми перечисленными выше требованиями рождают высококлассного специалиста, журналиста.
Любая журналистская работа субъективна (мы сейчас не говорим о новостной журналистике), потому что через нее можно увидеть, как видит мир автор материала, его знания и мнение на тот или иной счет. И субъективность эта достигается как раз творческостью журналиста, через собственное «я» и призму опыта.
Подростку это дается сложнее, поскольку весь опыт, который он имеет – это школа, семья и, возможно, внешкольная работа и досуг. Но это та отправная точка, оттолкнувшись от которой можно начать писать. Сначала о том, что знакомо и понятно. Затем брать темы, которые интересны, с каждым разом захватывая все больший пласт информации для анализа.
Это и будет то самое журналистское творчество.
Поэтому отвечая на вопрос, поставленный в заголовке, нужно ли творческому ребенку связывать себя с журналистикой, можно ответить – да, но если он имеет другие сильные стороны и главное – желание работать журналистом и производить не только творческий продукт, но и журналистский.