Пока ребенок не говорит, а лишь созерцает мир и общается мимикой и жестами, родители редко задумываются о речи и ее развитии. Это кажется естественной ступенью развития: станет старше – заговорит. Даже если впоследствии малышу понадобится коррекционный специалист (логопед, дефектолог), огромную роль в запуске речи, обогащении словарного запаса играют родители. И важно помогать, направлять, правильно общаться с еще неговорящим малышом. Как это сделать, рассказывает клинический психолог, основатель сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи» Анастасия Краминова.
Обращайте внимание на неречевые звуки
К правильной и красивой речи нужно идти шаг за шагом и перед тем, как освоить слоги, а затем слова и предложения, малышу нужно научиться понимать и различать неречевые звуки. Все, что вы видите вокруг, когда отправляетесь на прогулку или в магазин – шорох листьев от ветра, лай собаки, звук автомобиля или журчание ручья в парке - все очень важно и имеет значение. Чтобы у ребенка обогащался пассивный словарь и формировалось понимание обращенной речи, нужно связывать услышанный звук с предметом, животным и обозначать словом. Если вы впервые купили мяч, нужно описать его: «смотри, он круглый, желтый, большой и его можно бросать, катать и ловить». А вечером в детской книжке поискать другие мячи, чтобы ребенок понимал, что этот предмет может быть разным.
Следите за своей речью
Психика ребенка еще не готова к сложным речевым оборотам, быстрому темпу речи. Он должен слышать спокойный и неторопливый тон и понимать, что ему говорят. По возможности, взрослому нужно опускаться до уровня глаз ребенка, чтобы он видел артикуляцию, жесты, эмоции. Эмоционально окрашенная речь должна присутствовать каждый день в жизни ребенка: «Смотри, листок полетел, давай скорее поймаем его»! И, конечно, всегда нужно помнить, что мозг маленького человека не воспринимает «вчера и завтра». Для него есть только сегодня и только сейчас, поэтому проговаривать нужно события и действия в настоящем.
Правильно стройте диалог
Ребенок взрослеет и постепенно в его речи появляются лепет, слоги, первые слова. Если ребенок произносит на прогулке «ав-ав», взрослому нужно называть полный вариант – Да, это собака. Слова нужно произносить четко, громко, не коверкать их и не сюсюкаться. В зависимости от возраста, начинайте с коротких фраз, простых слов, постепенно усложняя и обогащая ваш совместный диалог. Очень важно создавать потребность в общении, мотивировать ребенка к вопросам, рассказам. Вопросы нужно задавать верно, чтобы на них нельзя было ответить «да или нет». Например: «Что ты будешь на полдник? Яблочное пюре или творожок»?
Читайте книги, играйте
Часто дети любят одни и те же книжки, рассматривать подолгу знакомые картинки – запаситесь терпением! Если приходится изо дня в день читать одну и ту же сказку, не настаивайте на новой – ребенку нравится сюжет, он запоминает слова. Задача взрослого произносить все четко, подробно, комментировать прочитанное. По мере взросления, побуждайте малыша договаривать слова в стихотворении или знакомой сказке. Будет здорово подключать ладошки – играть в перерывах в простые игры типа «ладушек», делать массаж пальчиков, рук – все это только способствует речевому развитию.
Что делать, если малыш не заговорил?
Родителям сложно определить самостоятельно, как именно должен разговаривать малыш в 1,5 или 2 года. Но если в 1,5-2 года отсутствуют слоги, простые слова, развеять сомнения должен логопед, и тут не нужно ждать и откладывать визит к специалисту. Консультация не займет много времени, зато родители получат ответ: соответствует ли речевое развитие ребенка возрастной норме или необходимо начать занятия, чтобы запустить речь. Коррекционный специалист не будет склонять к ненужному обучению, если это не требуется. Возможен и такой вариант - родителям предложат прийти еще раз через три-шесть месяцев для контрольной логопедической диагностики.
Когда консультация нужна обязательно?
- Когда в возрасте 2-х лет ребенок не понимает обращенной к нему речи, словарный запас около 20-25 слов
- Если ребенок в 2-2,5 года почти не говорит или его речь соответствует норме годовалого малыша
- Если в 3-4 года в лексиконе ребенка не больше 200 слов, он часто путает слова, меняет слоги, неправильно говорит звуки, его речь никто из окружающих не понимает.
Важно как можно раньше обратиться за помощью к специалисту или команде специалистов (логопед, нейропсихолог, дефектолог, детский невролог), определить индивидуальный маршрут и шаг за шагом двигаться к нужной цели. Коррекционные педагоги не только запускают речь, но помогают ребенку ее понимать и обогащать словарный запас. К каждому найдется индивидуальный подход, будет подобран правильный и наиболее оптимальный путь для решения вопроса. Нужно лишь ответственно относится к занятиям, делать «домашнюю работу» и использовать любую свободную минуту для полноценного общения с малышом.