ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ДОШКОЛЬНИКИ

11 умений, необходимых первокласснику

Осталось совсем немного, и ваш ребенок отправится в мир знаний и новых впечатлений. Наверняка уже куплен портфель и готова учебная зона для будущего первоклассника. И кажется, что малыш прекрасно подготовлен к новому этапу жизни – считает, читает, выполняет прописи. Психологи уверяют, что часто родители забывают о тех умениях, которые кажутся очевидными, но ими владеть нужно не меньше, чем буквами и цифрами. Что поможет первоклашке как можно быстрее адаптироваться в школе?
Эксперт: Анастасия Краминова, клинический психолог, основатель сети специализированных центров «Детская академия речи».
№1 Выполнять задание по образцу или определенному правилу
Обучение в начальной школе складывается из заданий учителя и действий, которые выполняет или повторяет ребенок. Не нужно думать, что это какой-то шаблонный и неинтересный подход к учебному процессу. Творчеству и проявлению ума и фантазии всегда найдется место. Просто на начальном этапе очень важно делать так, как написано или как сказано – то есть сначала «база», а уже потом – желание украсить, проявить себя и т.д.

Желательно до школы хотя бы время от времени тренировать навык дома. Например, поиграть с ребенком в игру «личный ассистент». Взрослый дает инструкцию из нескольких заданий (начать можно с 3-4, постепенно увеличивая) и он их выполняет. Так можно сделать уборку в комнате или испечь оладьи.
№2 Развитые кругозор, мышление, память
Школьные будни — это умение быстро включаться в процесс, самостоятельная работа. Чем старше становится ребенок, тем больше информации будет на уроках. Важно хорошее мышление: обобщать услышанное, оперировать разными понятиями, находить общие и отличительные признаки, классифицировать и выстраивать логические цепочки. Не обойтись без хорошей памяти – ее обязательно нужно тренировать дома: учить стихи, скороговорки, играть в настольные игры на запоминание и скорость реакции, учить иностранный язык, который улучшает способность запоминать. Но, по мнению многих специалистов, английский или другой язык, стоит подключать, когда решены все логопедические вопросы.
№3 Умение слушать, задавать вопросы и отвечать на них
Придется много работать с текстом, заданием, правильным написанием буквы или цифры. Даже если ребенок ходил на занятия по подготовке к школе, это еще ничего не значит, хотя первую четверть может помочь. Перед школой полезно тренироваться с ребенком, выполняя графические диктанты: будет понятно, насколько правильно он воспринимает задание на слух. Не менее важно учить ребенка уточнять, если он не услышал или не понял задание. Дома после прочтения книжки – небольшой пересказ, ответы на вопросы.
№4 Уверенное пользование карандашом
К первому классу школьник должен уметь правильно держать ручку и карандаш. Если навык не усвоен или захват неправильный, малыш будет быстро уставать от работы в тетрадях. Самый комфортный вариант для начинающего ученика – трехгранный или многогранный карандаш. К первому классу важны такие умения: проводить линии, соединять по точкам рисунок, рисовать геометрические фигуры, штриховать и закрашивать элементы карандашом, не выходя за контуры. Летом важно отдохнуть, но время от времени ребенку будут полезны любые задания по возрасту, которые нужно сделать карандашом.
№5 Уверенное пользование ножницами
Хорошо, если ребенок ходил в садик или детский центр – различные поделки этот навык прекрасно развивают. Но не всегда этому уделяется много внимания, к тому же многие заготовки воспитатели делают сами. Перед школой обязательно проверьте – как ребенок вырезает круги, полоски, нужные элементы по контуру. Если не все пока получается, не страшно – как правило, дети охотно работают ножницами, если им предложить что-то вырезать.
№6 Умение представиться
Не только назвать свое имя и фамилию, чему учат в садике. Также нужно знать год рождения, имена сестер или братьев, родителей, их профессии. Еще лучше, если малыш сможет назвать свой адрес и знает наизусть телефон мамы или папы. Ненавязчиво «самопрезентацию» ребенка можно тренировать в путешествиях, поездках: давай вспомним, какая у нас остановка, а на какой улице мы живем и т.д.
№7 Самообслуживание
В школе нет воспитателя, который поможет собраться на прогулку. Конечно, первая учительница всегда проконтролирует, чтобы после уроков ребенок был одет по погоде и поможет, если он пока неуверенно завязывает шнурки. Но все же предполагается, что необходимые навыки к первому классу освоены. Первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться, уметь пользоваться вилкой и ложкой, аккуратно есть, помогать дома и в классе.
№8 Умение принимать критику
Школа — это не только хорошие оценки и похвала. Конечно, в первом классе дети, как правило, учатся без дневников и домашних заданий. Но замечаний, неудач и обид не избежать. Родителям важно донести, что критика не говорит о том, что ребенок плохой. Это всего лишь курс – где нужно исправить, как сделать так, чтобы было лучше, чему следует уделить больше внимания.

Домашнее упражнение: нарисуйте сами какого-то человечка и попросите ребенка конструктивно его покритиковать. Потом поменяйтесь ролями. Что нарисовано хорошо, какой цвет подошел бы больше, что не удалось и т.д. Очень важно, чтобы критика звучала уважительно и с посылом «пользы» для будущих творений.
№9 Уметь справляться с эмоциями
Конечно, в семь лет ребенок еще слишком мал, чтобы уметь полностью контролировать свои чувства и эмоции. Но к первому классу уже можно научиться эмпатии, отсутствию агрессии в адрес других людей, умению как-то контролировать страх или обиду. Если ребенок испытывает большую радость или грусть, эмоции тоже могут зашкаливать. Школьнику, особенно в момент детской печали, нужно учиться помогать себе: что-то нарисовать, попить воды и т.д. Чем старше он будет становиться, тем больше пригодится навык прислушиваться к эмоциям и помогать себе в моменты их сильных проявлений.
№10 Грамотно выражать свои мысли
Это умение грамотно выражать мысли, не путаться в словах, не бояться выступать перед сверстниками, четко и правильно произносить слова и т.д. Даже если речевое развитие соответствует норме, формирование красивой и правильной речи – это навык, который оттачивается всю жизнь. В современном цифровом мире особенно полезно много читать, обсуждать, разговаривать на разные темы, ходить в театральный кружок или курсы актерского мастерства.
№11 Просить о помощи и говорить спасибо
Ждать многого от ребенка не нужно, но по крайней мере он должен понимать, что попросить о чем-то – не стыдно. Что просить надо четко, вежливо и вовремя. Например, малыш уронил что-то тяжелое, хотя было понятно сразу, что один не донесет. Обязательно благодарить. Если ребенок может выразить свою признательность, это хороший уровень эмоционального интеллекта.
2024-06-21 13:25 Дошкольники