Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ДОШКОЛЬНИКИ

Хоумскуллинг – новый тренд в образовании?

1. Почему вы выбрали для своего ребенка home schooling?


Моему старшему сыну Матвею 12 лет и он никогда не ходил в школу.
Когда он был дошкольником, я узнала о том, что в России есть семейная форма образования, так называемый хоумскулинг, но была уверена, что это подходит только дисциплинированным, ответственным родителям, желательно с педагогическим образованием. Забегая вперед, скажу - как же я ошибалась! 
Мне совсем не нравится современное школьное образование. Семилетние дети должны бегать и прыгать, узнавать мир, пробуя новое, идти за своими интересами, а не сидеть за партами по несколько часов, осваивая прописи. Мне не нравится оценочная система знаний, а в средней школе смущает то, насколько разрозненные знания получают дети. Пока по истории изучают Средние века, по географии - открытие Антарктиды, по биологии - растения тропических лесов. Нечему удивляться, что в головах детей есть отдельные факты, но нет понимания целостности мира, взаимосвязи исторических событий.

Когда пришло время выбирать школу - я не смогла выбрать ту, которая удовлетворяла бы всем моим требованиям и пошла по самому простому пути. Решила попробовать семейное обучение. 1 сентября 1 класса я стала играть в школу - сели за стол, открыли тетрадки. Но вовремя поняла, что это не работает, не для этого я выбрала такой путь. Поэтому первые годы мы с сыном читали много познавательных книг, ходили в музеи, смотрели кино и передачи. Еще я старалась следить, чтобы ежедневно Матвей что-нибудь писал и считал. Иногда я сталкивалась с протестами, Матвей неделями не подходил к тетрадкам, но потом сам проявлял интерес и снова брался за математику и письмо. 



2. Какие обязательные предметы есть в программе у ребенка? Где фиксируеются полученные знания?


С 5 класса Матвей учится в он-лайн школе, в которой сам выбрал интересные ему курсы. Он составил расписание и придерживается его. После каждого урока предусмотрена домашняя работа, есть контрольные и итоговые тесты. В конце учебного года Матвей сдает годовую аттестацию по всем предметам, все происходит онлайн, в виде тестов. Кстати, в России ежегодная аттестация - дело добровольное, обязательны только ОГЭ и ЕГЭ. Но я считаю, что ни контрольные, ни тесты не показывают реальный уровень знаний ребенка. Например, в математике видно, освоил ребенок определенный тип задач или нет, но глубину мысли, умение анализировать взаимосвязь тех или иных событий - это невозможно понять в тематических контрольных или тестах. Только общение покажет реальную картину уровня образованности ребенка и не важно, где он учится - в школе или дома.



3. Как формируется связь со сверстниками?


Связь со сверстниками формируется так же, как и у школьников. Для качественного общения родители должны проявлять инициативу - приглашать друзей в гости, организовывать совместный досуг. Кружки и спортивные секции, площадки во дворе, дети друзей и знакомых - ровесники не только в школе. Чем старше ребенок, тем меньшее участие родителей требуется. Но каждый сентябрь Матвей сталкивается с тем, что у его друзей резко меняется график жизни и они не могут гулять допоздна или выходить гулять утром. Первую неделю-две очень непривычно.  



В начальной школе на учебу в классическом ее понимании уходило не больше 1 часа в день, начиная с 5 класса - не больше 3-х часов. У ребенка остается время на свои интересы, на чтение, кино и игры, на спорт и театральную студию. Он умеет и любит готовить, довольно самостоятелен в быту, уже в 10 лет зарабатывал свои первые деньги. И у него есть время на прогулки и полноценный, качественный сон. Все это гораздо важнее успехов за школьной партой. 

4. Как родителю привить интерес к образованию в самостоятельном обучении?


Есть распространенный миф, что хоумскулеров обучают родители. Особенно этот миф стал расти после опыта прошлого года, когда школьники были вынуждены учиться на дистанционке. Но сравнивать школьника и хоумкулера не совсем правильно. Детьми в образовании движут разные мотивы, совершенно разные паттерны поведения и отношения к новым знаниям. Существует такой термин, как «расшколивание». Ребенку после обучения в школе (где ему всегда говорят, что надо делать и как, где оценивают каждое его действие, где сам ребенок не несет никакой ответственности за свое образование, его все-равно направят и заставят), надо отдохнуть, иметь право не учиться. Некоторым детям нужен месяц, некоторым - год, но важно дать ребенку эту возможность. Важно научить ребенка слышать себя и идти за своими интересами, важно снова разбудить эту жажду узнать новое (как у малышей, им же всегда все интересно!). Поверьте, когда ребенок понимает, например, зачем ему уметь грамотно писать, он будет этому учиться сам! Помощь родителя нужна на начальном этапе - помочь найти необходимые образовательные ресурсы, составить расписание и придерживаться его. А дальше - только по запросу. И я очень ценю, когда Матвею нужна моя помощь (разобраться с какой-то темой или прочитать текст для изложения). Значит, для него важно сделать дело хорошо, а не «пройти» тему перед контрольной и забыть ее навсегда.

5. Рекомендации родителям, которые хотят обучать ребенка самостоятельно?


Главный совет, который все эти годы я даю родителям - разберитесь с собой! Отпустите свои страхи, что не справитесь, что ребенок ничего не будет делать и т.д. Не пытайтесь охватить сразу все! В детях есть огромная жажда знаний, важно ее сохранить. А если ребенок вдруг захочет пойти в школу - то дайте ему эту возможность, не удерживайте силой дома
Дошкольники Школьники