Что такое сказки? Да-да, вот такой простой вопрос. Выдуманные истории для развлечения или эффективный инструмент формирования личности? В их простоте скрыта огромная сила, способная влиять на ребенка, его мышление и черты характера. Давайте посмотрим, как это работает и как использовать сказки с пользой для детского развития.
Как сказки формируют нашу личность?
Сказки – это один из первых источников знаний об окружающем мире, людях, их способностях и способах взаимодействия. Мы начинаем слушать сказки в возрасте максимальной восприимчивости к информации, и сказочные сценарии прочно усваиваются нашим сознанием и могут проигрываться на протяжении всей жизни.
Кто-то может ждать принца на белом коне, который прискачет, решит все проблемы и увезет во дворец. Кто-то – терпеть издевательства и страдать, полагая, что за все это ему положена достойная награда. Кто-то – жертвовать собой ради любимого, наивно полагая, что в благодарность за жертву получит любовь и признание.
Сказки – это не единственный, но в то же время очень глубокий источник стереотипов и установок, которые продолжают влиять на нас и во взрослой жизни.
Кто-то может ждать принца на белом коне, который прискачет, решит все проблемы и увезет во дворец. Кто-то – терпеть издевательства и страдать, полагая, что за все это ему положена достойная награда. Кто-то – жертвовать собой ради любимого, наивно полагая, что в благодарность за жертву получит любовь и признание.
Сказки – это не единственный, но в то же время очень глубокий источник стереотипов и установок, которые продолжают влиять на нас и во взрослой жизни.
Добро вознаграждается?
Безусловно, традиционные сказки транслируют важные ценности: они восхваляют честность и смелость, дружбу и почтительное отношение к старшим, мораль и победу добра над злом. Но стоит отметить, что иногда они включают и не самые позитивные сценарии. Например - роль жертвы, где герой или героиня пассивно ждут помощи извне, инфантильность, когда персонажи полагаются на чудеса вместо собственных действий, или негативное отношение к богатству, где деньги преподносятся как абсолютное зло.
Поэтому родителям важно уметь взглянуть на сказку «под другим углом», чтобы рассмотреть вот такие нежелательные сценарии, а затем – «нейтрализовать» их, объяснить, что можно и по-другому, сделать акцент на позитивных моментах.
Поэтому родителям важно уметь взглянуть на сказку «под другим углом», чтобы рассмотреть вот такие нежелательные сценарии, а затем – «нейтрализовать» их, объяснить, что можно и по-другому, сделать акцент на позитивных моментах.
Формирование позитивных убеждений
Итак, как же использовать сказки для формирования позитивных убеждений у детей? Приведу несколько советов, которые помогут превратить чтение сказок в полезный процесс, формирующий сильную и активную личность.
Выбирайте правильные сказки
Прежде всего, стоит выбирать те истории, где главные герои не ждут чуда и не терпят притеснений, а активно действуют для реализации своих целей и защищают свои интересы, принимают важные решения и делают правильный выбор. Это могут быть современные прочтения классических сказок (диснеевские принцессы – например, Рапунцель и даже Золушка – гораздо смелее и активнее своих прототипов, а Моана или Мерида показывают отличный пример взрослой позиции и управления собственной судьбой). Также могу посоветовать «Сказки для богатых детей», которые учат верить в себя, проявлять свои таланты и смело следовать за мечтой.
Обсуждайте прочитанное
Обсуждайте со своими детьми прочитанные сказки: задавайте вопросы и вместе искренне размышляйте о поступках персонажей. Подчёркивайте важность таких ценностей, как смелость, активность, уверенность в себе и вместе размышляйте, как ребенок может применять их на практике.
Критикуйте сюжеты
Совместные обсуждения также позволят научить детей критически воспринимать сказочные сюжеты. Расскажите, что в современном мире позиция покорной и послушной героини, пассивно ожидающей прекрасного принца, имеет очень мало шансов на успех.
Объясните ребенку, что такие сказки были написаны давно, в другом историческом и культурном контексте, а настоящее время требует совершенно другого подхода.
Объясните ребенку, что такие сказки были написаны давно, в другом историческом и культурном контексте, а настоящее время требует совершенно другого подхода.
Переписывайте сказки
Предложите детям изменить известные сюжеты, добавив в них новые элементы и детали, которые соответствуют современным представлениям о роли и возможностях личности. Это не только стимулирует творческое мышление, но и помогает закрепить позитивные убеждения — возможность влиять на свою судьбу, принимать активные решения и стремиться к самостоятельности. Возможно, в вашей собственной истории Золушка будет не просто ждать помощи, а разработает собственный план, чтобы попасть на бал.
Сочиняйте сами
Создание собственных сказок — это замечательный способ стимулировать детское воображение и закрепить позитивные установки. Вы можете вместе с ребенком придумать новых героев и истории, где они преодолевают трудности благодаря смекалке, смелости и готовности идти к своей мечте.
Пусть в ваших историях вознаграждается не покорность, а вера в себя, не страдание, а активные действия. Пусть деньги и богатство не будут источником зла, а богатые люди – жадными, глупыми и злыми. Пусть ваши герои смело идут к своим целям, не боятся ошибаться, не будут идеальными, пусть они сами выбирают и создают свою жизнь.
Пусть в ваших историях вознаграждается не покорность, а вера в себя, не страдание, а активные действия. Пусть деньги и богатство не будут источником зла, а богатые люди – жадными, глупыми и злыми. Пусть ваши герои смело идут к своим целям, не боятся ошибаться, не будут идеальными, пусть они сами выбирают и создают свою жизнь.
Это отличный сформировать проактивное мышление, заложить позитивные жизненные сценарии и показать, что каждый из нас сам пишет собственную историю и несет ответственность за своё счастье.