Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ДОШКОЛЬНИКИ

Гайд: развитие ребенка до 7 лет

Первые годы жизни ребенка — это время удивительных открытий и стремительного развития. Именно в этот период закладывается фундамент личности, формируется ъ самооценка, отношение к себе и к миру. Поэтому так важно создать благоприятные условия для раскрытия потенциала ребенка. Клинический психолог Юлия Харитонова подготовила гайд, который поможет вам лучше понимать своего малыша от 0 до 7 лет и воспитать его счастливым и уверенным в себе.
От 0 до 1 года: мир, построенный на доверии
По теории развития личности психолога и психоаналитика Эрика Эриксона, возраст до года — это раннее младенчество. И главное социальное качество, которое формируется у ребенка — надежда.
У малыша развиваются доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь. Формируется связь «ребенок—родитель» и важно удовлетворить потребность в общении с родителями.

Если младенец рос в эмоциональной изоляции, его слишком рано отлучили от груди, у него будет формироваться недоверие к людям. Он не запомнит в деталях то, что происходило с ним до года, но это отложится в его сознании и будет влиять на поведение и выстраивание взаимоотношений в дальнейшем.

Также по теории когнитивного развития швейцарского психолога Жана Пиаже, в возрасте от рождения до 2 лет ребенок проходит через сенсомоторное развитие. Он познает мир через ощущения — прикосновения, звуки, вкусы, и через движение — хватает, рассматривает, слушает, сосет. Не ограничивайте малыша в этом познании.
От 1 до 3 лет: «Я сам!» и «Я есть!»
Возраст от 1 до 3 лет — позднее младенчество. Здесь продолжают укрепляться связи с близкими и доверие к миру, формируются самостоятельность, здоровая самооценка. При этом в 2–3 года ребенок очень эгоцентричен, сфокусирован на себе — это нормально. Главное социальное качество, которое развивается в 1–3 года — воля.
Ребенок осваивает мир, стремится все попробовать. У него развивается речь, мышление, формируется собственное «Я», появляются первые «хочу» и «не буду».
Задача родителей — создать атмосферу безопасности и комфорта, позволить свободно исследовать окружающий мир. Уже в этом возрасте важно закладывать основы эмоционального интеллекта.

Советы для родителей:

  • Старайтесь понять и прожить эмоции ребенка вместе с ним.
  • Называйте эмоции ребенка словами: «Ты сейчас злишься, потому что…», «Тебе грустно, да?».
  • Учите ребенка смотреть на мир с разных точек зрения — иначе он вырастет нарциссическим.

Дайте ребенку посильную свободу: пусть сам решит, какую кофту надеть, сам расчешет волосы, умоется. Но не переусердствуйте: завышенные ожидания по самостоятельности ребенка могут стать причиной сомнений в себе и переживаний.
От 3 до 5 лет: открывая себя
Период 3–5 лет — это возраст игры, через которую ребенок активнее знакомится с миром, с окружающими и узнает себя. Главное социальное качество, которое должно сформироваться — целеустремленность.
Если ребенок правильно проходит через этот этап, у него развиваются инициативность, активность, живое воображение. Если на этом этапе случаются нарушения развития, у ребенка могут сформироваться чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы и понимания, чем отличается поведение мальчиков и девочек.
В этом возрасте продолжается изучение своих желаний и возможностей. Поддерживайте любопытство ребенка: отвечайте на вопросы, читайте книги, вместе наблюдайте за природой. Давайте свободу выбора в том, чем заниматься — плавать, кататься на велосипеде, рисовать, наблюдать за бабочками.
Если самостоятельные решения ребенка неудачные, не заостряйте на этом внимание. Хвалите даже за самые маленькие успехи, а вместо ругани за ошибки спокойно объясните, как сделать правильно.
От 5 до 7 лет: друзья, трудолюбие и достижения
Возраст 5–7 лет — «прелюдия к школе», когда у ребенка развиваются компетентность, стремление к достижению. Если он правильно проходит этот этап, у него формируются трудолюбие, познавательные и коммуникативные навыки.
Развивайте память, внимание, мышление, мелкую моторику ребенка через игру, творчество и совместную деятельность. Хвалите за его достижения, инициативу, поощряйте желание чем-либо заниматься, и позволяйте доводить дело до конца.
Особое внимание уделите развитию эмоционального интеллекта — умению ребенка осознавать, контролировать и выражать свои эмоции, понимать чувства других людей.
Что делать родителям:

  • Организуйте совместные игры с другими детьми, записывайте малыша в развивающие кружки и секции.
  • Читайте сказки и обсуждайте поступки героев, их чувства и эмоции.
  • Позвольте ребенку проявлять инициативу, фантазировать, творить!
  • Превратите учебу в увлекательную игру, и тогда ваш малыш с радостью будет открывать для себя мир новых знаний!
Каждый ребенок уникален, и темпы развития могут отличаться. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми, не требуйте от него невозможного. Главное — создать любящую и поддерживающую атмосферу, где ребенок будет чувствовать себя в безопасности, сможет свободно выражать себя, пробовать новое и не бояться ошибок.
Дошкольники Малыши