Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ДОСУГ

Дети и деньги: актуальные темы в популярном подкасте

Привет, меня зовут Надежда Фролова, я главный редактор Медиа «Все Дети Как Дети», а ещё мама шестилетней Ники, которая по совместительству ещё и самый юный журналист нашего издания.
Пару месяцев назад в нашей семье вполне серьезно встал вопрос карманных денег. Вот уже несколько недель подряд каждую среду Ника получает по 100 рублей, и только учится обращаться с деньгами. По воле случая, именно в этот момент нам на глаза (а точнее на слух) попался живой и интересный подкаст «Откуда берутся деньги» от Тинькофф Журнал, который ведут Сергей Береговой и его семилетний сын Стёпа. В подкасте ведущие разбирают темы, актуальные для детей: первые суммы на карманные расходы, осознанные походы в магазин и покупки на маркетплейсах; инвестиции в компьютерные игры; детские банковские карты; понятие собственности; первые финансовые цели — и так далее. Любопытно, полезно, рекомендуем послушать, а также прочитать интервью, которое мы с Никой взяли у ведущих подкаста.
Надежда Фролова: Сергей, в каком возрасте лучше всего начинать выделять деньги на карманные расходы ребенку?
Сергей Береговой: Наш со Степой возраст начала выдачи карманных денег – это 7 лет. В этом вопросе мы ориентировались на советы экспертов, которые приходили к нам в подкаст. Например, эксперт по финансовому образованию для детей Анна Деньгина рассказала мне, что именно в этом возрасте, когда дети начинают ходить в школу, когда у них появляется больше ответственности и они больше узнают о том, из чего состоит мир взрослых, можно начинать давать ребенку карманные деньги. Поначалу Степа не сильно заинтересовался этим, однако через совсем короткое время он понял, какие выгоды несет владение личными деньгами, и теперь он очень внимательно относится к получению денег и ждет воскресенья как дня, когда он получит очередные 300 рублей от папы.
Ника: Кто вам даёт карманные деньги, чтобы вы давали их Стёпе?
Сергей: Это самый классный вопрос, который мне задавали! Вообще, мне никто не дает эти деньги, я беру их из своих собственных. С другой стороны, у меня они тоже не сами собой возникают, а я их зарабатываю. Я тружусь на работе, за это компания, для которой я это делаю, платит мне зарплату, а уже из этих денег я выделяю часть на карманные расходы для Степы.
Ника: Стёпа, родители дают мне 100 рублей в неделю, я слышала, что тебе дают больше. Как убедить маму и папу давать больше денег?
Стёпа: Нужно чтобы родители были добрые – тогда они просто будут давать тебе больше денег. Можно еще заключить договор – если у тебя есть блокнот, как у меня. Хотя можно просто на бумаге написать договор.
Ника: Сергей, а когда вы были маленьким вам сколько денег давали родители?
Сергей: Этого я совсем, к сожалению, не помню. Мне давали деньги на обеды в школе и на какие-то мелкие покупки. Например, после игры с друзьями в футбол я покупал лимонад – и мы выпивали его с большим удовольствием. Еще мне и моему брату давали деньги дедушки и бабушки, когда мы приезжали к ним в гости на выходных. А свои собственные первые деньги я заработал лет в 11. Мне заплатили гонорар за публикацию моего рассказа в местной детской газете. Это было что-то около 10 рублей. Но тогда на них можно было купить больше всего, чем сегодня. Например, киндер стоил около 4 рублей.
Надежда: Сергей, многие родители боятся давать ребенку карманные деньги, так как переживают, что он скупит всё сладкое и вредное. Есть ли у вас правила в семье: на что можно тратить деньги, на что нельзя?
Сергей: Мне кажется, если ребенок будет понимать, что он получает ограниченное количество денег, то он будет более взвешенно выбирать приоритеты. И в этом случае покупка сладостей отойдет для него на второй план. Зачем тратить деньги на жвачку, если можно потратить их на желанную игрушку или еще на что-то, что будет приносить больше радости? Конечно, здесь важно поговорить с ребенком, растолковать ему, что деньги – это ограниченный ресурс и что нужно обдуманно подходить к его использованию. Важен и личный пример. Например, мы со Степой обсуждали, что такое обязательные и необязательные покупки. Он видит, что его папа и мама не тратят все деньги только на сиюминутные удовольствия.

Например (и мы обсуждали это со Степой в подкасте), в определенный момент я решил сократить потребление кофе навынос в кофейнях. Я чаще стал готовить кофе дома и использовать многоразовый термостакан. При этом сэкономленные на этом деньги мы, обсудив это, потратили на покупку билетов на детское шоу.

Ну и плюс к этому само отношение к сладкому тоже можно и проговаривать, и демонстрировать личным примером. Степа знает, что большое количество сладкого – вредно. При этом если ему хочется чего-то сладкого, то конечно, он это получит. Таким образом, мы стараемся не создавать для него эффект «запретного плода», чтобы он не зацикливался на этом и не хотел только сладкого. В семье же мы стараемся питаться сбалансировано.
Надежда: Стёпа, назови свою самую приятную покупку?
Стёпа: Игрушки братьев Кратт. Это герои моего любимого мультика. Я почувствовал радость.
Ника: Стёпа, я в подкасте слышала, что у тебя есть карточка и бумажные деньги. Как тебе нравится больше получать их?
Мне нравится, когда мне переводят деньги. Я не должен ничего брать, куда-то их класть. Просто мне присылают деньги, и они у меня уже есть.
Надежда: Сергей, расскажите немного о том, что ждет впереди слушателей подкаста, какие темы вы будете раскрывать?
Сергей: Сейчас со Степой мы познаем азы финансовой грамотности. Говорим о том, как зарабатываются деньги, как они тратятся. Говорим о том, как правильно экономить и копить деньги. Чуть позже мы планируем поговорить о долгосрочном финансовом планировании и попробовать вместе со Степой выбрать цель, на которую он будет копить деньги. Не знаю, получится ли у него это, потому что для долгосрочного планирования нужно более стратегическое мышление, чем у 7-летнего ребенка, но во всяком случае мы с ним точно про это поговорим. А еще мы поговорим про то, как могут зарабатывать деньги дети и подростки, и возможно, найти подработку для Степы, если ему это будет интересно. Также важные темы – финансовая безопасность, забота об окружающей среде и рациональное расходование ресурсов, благотворительность. Про это у нас еще будут выпуски.
Досуг Школьники Отцовство