Как выглядит фестиваль глазами человека, который и сам умеет вдохновлять? От «Все дети как дети» на «Архстояние» поехала Маргарита Бабенкова — искусствовед, педагог, автор творческих лагерей и музейных маршрутов. Она знает, как загорается в детях интерес, и умеет этот интерес подхватить. Вот что она увидела и почувствовала в Никола-Ленивце.

Три часа от Москвы — и ты оказываешься в месте, где всё иначе. Без суеты, без рекламы, без «нельзя». Только ты, дети и взрослые, и мир, где можно всё.
МОЖНО — валяться в грязи.
МОЖНО — бегать босиком.
МОЖНО — рисовать краской по себе и миру.
МОЖНО — продавать свои поделки.
МОЖНО — петь в микрофон, читать стихи, играть и быть собой.
Фестиваль в Никола-Ленивце снова доказал, что семейный отдых может быть не утомительным, а наполненным. Что искусство и шалости, вечерние огоньки и утренние репетиции, лекции и ярмарки могут уживаться вместе — и быть радостью, а не планом по графику.
МОЖНО — валяться в грязи.
МОЖНО — бегать босиком.
МОЖНО — рисовать краской по себе и миру.
МОЖНО — продавать свои поделки.
МОЖНО — петь в микрофон, читать стихи, играть и быть собой.
Фестиваль в Никола-Ленивце снова доказал, что семейный отдых может быть не утомительным, а наполненным. Что искусство и шалости, вечерние огоньки и утренние репетиции, лекции и ярмарки могут уживаться вместе — и быть радостью, а не планом по графику.

Цирк — настоящий
Под импровизированным шатром мы смотрели спектакль от «Упсала-Цирка» — театра, где играют подростки. Это не просто шоу. Это гимнастика, актёрская игра, музыка и безграничная энергия.
Они летали, пели, выскакивали из темноты — и всё это настолько живо, что забываешь, где находишься. Мы с детьми не могли оторваться. После представления один мальчик рядом сказал маме: «Вот бы мне тоже так — чтобы не просто на кружок, а чтобы на сцену!»
Кино под звёздами
На тюках сена, под открытым небом, мы смотрели мультфильмы с плёнки. Настоящий киномеханик запускал старые катушки, а дети то замирали, то смеялись в голос. Это было похоже на какое-то волшебство — очень простое, но настоящее.
Мини-бизнес и настоящая ответственность
На ярмарке дети сами продавали свои поделки: фенечки, открытки, мыло, поделки из проволоки и рогатки (!). Чтобы участвовать, нужно было заранее подать заявку, продумать оформление и график. «Я открыта с 12 до 15, потом иду на спектакль» — говорила мне девочка лет девяти с серьёзностью предпринимателя. И это было прекрасно.
Пространство для всех — от младенцев до взрослых
Каждый находил своё. Кто-то — в мастерской по валянию, кто-то — в лесном классе, кто-то — в зоне со сказками. Всё удобно, продумано, безопасно. Есть тень, есть чистый санузел, есть вода — и можно просто быть, не спеша, вместе.
Никакой рекламы. Только забота
Ты ходишь по полям и лесу — и нигде не видишь баннеров, логотипов, брендированных палаток. Редкость, за которую благодарен. Спонсоры, конечно, есть, но они интегрированы очень нативно и органично. Всё внимание — к людям, к атмосфере, к моменту.
Под импровизированным шатром мы смотрели спектакль от «Упсала-Цирка» — театра, где играют подростки. Это не просто шоу. Это гимнастика, актёрская игра, музыка и безграничная энергия.
Они летали, пели, выскакивали из темноты — и всё это настолько живо, что забываешь, где находишься. Мы с детьми не могли оторваться. После представления один мальчик рядом сказал маме: «Вот бы мне тоже так — чтобы не просто на кружок, а чтобы на сцену!»
Кино под звёздами
На тюках сена, под открытым небом, мы смотрели мультфильмы с плёнки. Настоящий киномеханик запускал старые катушки, а дети то замирали, то смеялись в голос. Это было похоже на какое-то волшебство — очень простое, но настоящее.
Мини-бизнес и настоящая ответственность
На ярмарке дети сами продавали свои поделки: фенечки, открытки, мыло, поделки из проволоки и рогатки (!). Чтобы участвовать, нужно было заранее подать заявку, продумать оформление и график. «Я открыта с 12 до 15, потом иду на спектакль» — говорила мне девочка лет девяти с серьёзностью предпринимателя. И это было прекрасно.
Пространство для всех — от младенцев до взрослых
Каждый находил своё. Кто-то — в мастерской по валянию, кто-то — в лесном классе, кто-то — в зоне со сказками. Всё удобно, продумано, безопасно. Есть тень, есть чистый санузел, есть вода — и можно просто быть, не спеша, вместе.
Никакой рекламы. Только забота
Ты ходишь по полям и лесу — и нигде не видишь баннеров, логотипов, брендированных палаток. Редкость, за которую благодарен. Спонсоры, конечно, есть, но они интегрированы очень нативно и органично. Всё внимание — к людям, к атмосфере, к моменту.

Финальный костёр, который придумал ребёнок
Завершением фестиваля стал огромный костёр в виде костра (это не ошибка). Его придумал и спроектировал 12-летний Вадим Шаталов, и вся конструкция — это одновременно символ, игра и настоящая инсталляция. Мы стояли рядом, смеялись, обнимались, кто-то пел песни.
Это было не событие, а состояние
Нам не хотелось уезжать. Мы уезжали тихо, не оборачиваясь. У всех были свои воспоминания: у одного — новый друг, у другого — рисунок на теле, у третьего — первый заработок. У меня — ощущение, что всё ещё впереди, и что мы обязательно вернёмся.
Завершением фестиваля стал огромный костёр в виде костра (это не ошибка). Его придумал и спроектировал 12-летний Вадим Шаталов, и вся конструкция — это одновременно символ, игра и настоящая инсталляция. Мы стояли рядом, смеялись, обнимались, кто-то пел песни.
Это было не событие, а состояние
Нам не хотелось уезжать. Мы уезжали тихо, не оборачиваясь. У всех были свои воспоминания: у одного — новый друг, у другого — рисунок на теле, у третьего — первый заработок. У меня — ощущение, что всё ещё впереди, и что мы обязательно вернёмся.
P.S. Пожалуйста, не называйте это просто «детским фестивалем». Это — культурный, трепетный, удивительный опыт. Для всей семьи. И для сердца.
Билеты на следующий год продаются осенью. Следите за новостями на сайте Никола-Ленивца. Это не реклама. Это личная рекомендация от человека, который верит: такие места важны.