Это правда, что пищевые привычки начинают закладываться на 28-й неделе внутриутробного развития? Что нужно делать будущей маме, чтобы они сложились правильно?
Будущая мама должна питаться максимально полноценно и разнообразно. Не должно быть ограниченного набора продуктов. Еда должна быть свежей, вкусной и полезной. Нет прямой зависимости, что ела мама в беременность, тот будет кушать и малыш. Здесь скорее надо говорить о пищевых привычках в семье — ребёнок будет есть то, что привыкли кушать в его семье. Например, набор овощей не должен заканчиваться на картошке, свекле и морковке с луком. Вспоминаем, что есть репа, редька, дайкон, цветная и брюссельская капуста, брокколи, стручковая фасоль и горох, батат и др. Отдельная статья это зелень, кладезь витаминов и и полезной клетчатки.
Когда и с чего нужно начинать первый прикорм?
Определяющим для ввода прикорма должно быть появление пищевого интереса. Это определенное поведение малыша, когда он видит вашу взрослую еду, оживляется, когда вы кушаете при нем, открывает рот в ответ на проносимую мимо него ложку с супом. Пищевой интерес сигналит о готовности ЖКТ знакомится с новым вкусом и продуктами. Примерное время появления пищевого интереса около 5—6 мес. Продуктами первого прикорма могут быть овощи, каша и даже мясо. Все зависит от исходного состояния кишечника и здоровья малыша. Чаще мамы по рекомендации педиатра стартуют с овощей.
Есть какие-то принципиальные различия при введении прикорма для детей на грудном и искусственном вскармливании?
Принципиальных различий нет. Определяющим вновь станет пищевой интерес. Иногда мы, педиатры, торопимся с прикормом, если ребёнок вместо грудного молока или адаптированной молочной смеси кушает разбавленное животное молоко. Вот тут надо поторопиться быстрее ввести прикорм и снять ребенка с такого кормления.
Что нужно знать маме? Какие рекомендации по введению прикорма.
Введение прикорма — это как закаливание. Надо делать системно, методично, постепенно и постоянно. Начинаем с ½ чайной ложки, далее ежедневно прибавляемобъём, даже если ребенок остановился на 6 ложках и кушать 7 никак не хочет, важно ежедневно давать даже 6.
Какую роль играет вода? Когда и как ее пить?
Вода — это среда для всех биохимических реакций. После введения прикорма грудное молоко, и уж тем более, смесь не покроют потребность ребёнка в воде. Она выше в 2 раза по сравнению со взрослым, поэтому начинаем допаивать ребенка чистой водой как только начали вводить прикорм. Предпочтение отдаём живой чистой фильтрованной воде, а не кипяченой. Воду давать лучше между приемами еды и до еды, пить воду во время еды и сразу после— не рекомендуется.
Что такое правильное пищевое поведение?
Это приверженность такому питанию, выбор такой еды, которая покроет не только потребности в энергии и калориях , но и закроет дефицит, даст те вещества, которые ежедневно нужны организму для существования в самом лучшем своем варианте — бодрым, энергичным, выносливым. И поэтому правильным пищевым поведением не может быть сухие мюсли с молоком на завтрак, бутерброд с колбасой на обед, сладкий чай с булкой на полдник и пицца на ужин.
Многие мамы для того, чтобы ребенок лучше кушал включают мультики. Как это влияет на пищевое поведение?
Конечно, отрицательно. ЖКТ одна из самых зависимых систем от стресса, дисбаланса в работе головного мозга . То есть, если наши дети и мы не сосредоточены на еде, мы не сможем адекватно ее переварить и усвоить. Ребёнок под мультики вроде бы поел, но он может легко переесть, вкуса и запаха еды он не почувствовал, внутренние органы включились в работу не адекватно или не включились вовсе, непереваренная еда упала камнем и дальше: «Мам, болит животик! Мам, я это не буду!» В случаях, когда ребенок не может есть без мультиков, первое— смотрим на себя (мы без телефона за столом?), что у ребёнка с работой жкт (обследование у врача), а далее планомерное выстраивание правильного поведения . Это не быстрая работа, но она того стоит!
Почему дети после года перестают любить брокколи, кабачок, цветную капусту. С чем это связано?
Ну во — первых, не все. Во — вторых, думаю, это связано с тем, что после года дети пробуют много того, что перебивает аппетит. Вкус брокколи не сравним с фруктовой пюрешкой, вкус кабачка с пирожным Мишка Барни. Дети не дураки, они выбирают то, что вкусно. Ребенок до 6—7 лет не способен понять слово «полезно», оно чуждо для него, сложно в этом возрасте устанавливать причинно — следственные связи . Поэтому они идут по пути «вкусного и легкодоступного». Печенька — это вкусно и ее приносит бабушка или покупают родители в магазине , а брокколи … это брокколи!
Фото на обложке Freepik / @freepik