Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | МАЛЫШИ

Разговор про РАС

Если ребенок развивается не как большинство сверстников, родители всегда испытывают панику и теряются в большом количестве вопросов. Статистика говорит, что в современном детском мире эмоционально-волевых расстройств гораздо больше, чем раньше. Так ли это? К чему может привести подобная тенденция, и как помочь малышу адаптироваться к жизни? Об этом поговорили с клиническим психологом, основателем сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи» Анастасией Краминовой.
РАС – что это?

С точки зрения нозологии (науки о классификации болезней), существует разное понимание поведенческих расстройств. Есть расстройство аутистического спектра, ранний детский и атипичный аутизм и другие его формы. Сегодня, говоря о РАС, чаще всего, подразумевается аутизм, хотя сюда относятся различные эмоционально-волевые нарушения и без явной симптоматики аутизма – стереотипий, устойчивого избегания коммуникаций, нарушения социализации. Диагноз стал некой «сборной солянкой» всей группы подобных расстройств, даже с не совсем явной и понятной для специалистов симптоматикой.

«Речевая и поведенческая неврология находится в стадии развития, где многое пока непонятно, - рассказывает Анастасия Краминова. – Современные коррекционные специалисты, конечно, могут распознать эту нозологию - когда поведение и развитие не укладывается в симптомы классического аутизма, синдрома Каннера, но при этом есть явное отхождение от принятых норм в речевых и когнитивных навыках. Но важно понимать, что РАС и РДА (ранний детский аутизм) – это психиатрический диагноз и диагностировать его наверняка может только соответствующий специалист».
В категорию РАС попадают дети от 2,5 до 7 лет. Все симптомы проявляются достаточно явно в дошкольный период. Что это?

- нарушение коммуникации. Самое яркое проявление – отсутствие интереса к другим людям, детям;

- избегание зрительного контакта и любого диалога;

- наличие эхолалии – повторения слов, фраз, вопросов, сказанных другим человеком;

- резкие перепады настроения;

- неправильное «считывание» эмоций: ребенок с РАС может считывать улыбку как угрозу;

- повторяющиеся движения (стереотипии). Кроме раскачивания каких-то частей тела, к этому относится ритуальный порядок действий. Например, малыш ест только из одной тарелки, которая лежит в определенном месте и после еды ее обязательно нужно поставить туда же.

Почему наблюдается рост случаев РАС?

Не нужно забывать о том, что диагностика сегодня на порядок выше. На Руси в деревнях про похожих детей просто говорили: он какой-то странный или умственно незрелый. Теперь же есть определенные критерии, и врачи легко научились классифицировать задержку психического развития и нарушения эмоционально-волевой сферы.

«Думаю, что количественный рост прежде всего связан с тем, что повысилась выявляемость подобных расстройств, - говорит Анастасия Краминова. – Если говорить о мировых тенденциях, то действительно РАС часто диагностируют в Америке и Японии. Но современная наука однозначного ответа на вопрос «почему», увы, не дает. Конечно, генетика имеет значение, как при любых психических расстройствах. Некоторые считают, что спусковым механизмом могут стать какие-то агрессивные факторы внешней среды, например, прививки. Но когда существует неврологическая предрасположенность, это всего лишь вмешательство в онтогенез и торможение нейронных связей. Также есть мнение, что РАС провоцирует отсутствие должной социализации, хотя многие исследования этого не подтверждают. Все же человек такое существо, которое умеет и учиться адаптироваться к любым изменяющимся условиям».

Конечно, исследований на тему РАС очень много и большинство врачей склоняются к психиатрической патологии. Найдено определенное сочетание генов, которые встречаются у детей с аутистическим спектром. Но это всего лишь толика от их общего количества и нельзя говорить, что именно тот или иной ген обязательно повлечет за собой подобные нарушения.

Как можно решить?

«Большой опыт коррекционной работы с детьми свидетельствует о том, что в 80% случаев можно добиться устойчивой социализации, - говорит Анастасия Краминова. – Основная задача: научить ребенка определенному паттерну поведения, структуре общения, принятого среди большего количества людей. Специалисты не столько исправляют, сколько добиваются снижения отличий между ребенком с РАС и без него. Совсем необязательно, что он будет замыкаться и сидеть в одиночку или, напротив, бегать из угла в угол. Хотя, безусловно, это все равно будет иной эмоциональный фон: на ряду с другими детьми ребенок может выглядеть более застенчивым, покладистым или отстраненным. Но разница после коррекционной работы будет почти незаметной».

Для ребенка с РАС, пожалуй, самое главное – это возможность социализации. Школа и общее образование необходимы, и малышу важно адаптироваться к этому еще в дошкольном возрасте. Дефициты компенсируются с помощью логопеда-дефектолога, неосвоенные этапы развития формируются в рамках нейропсихологического воздействия. Иногда также необходимо участие психолога, чтобы ребенок мог спокойно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и быть готовым к успешной учебе и счастливой жизни.

Фото: freepik.com

Малыши Дошкольники Будущим родителям