Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | МАЛЫШИ

Сильные ассоциации на засыпание и как от них избавиться

Здоровый сон – основа гармоничного роста малыша. Недостаток сна может привести к множеству проблем: истерики, капризы, проблемы со здоровьем. Когда дело доходит до формирования навыков самостоятельного засыпания – важно понимать, что чем раньше вы избавитесь от ассоциаций на сон, тем лучше.

О том, что такое сильные ассоциации на засыпание и как с ними бороться, рассказывает Светлана Дончак, консультант по детскому сну, детский нейропсихолог, член Международной Ассоциации Психологов
Многие родители даже не задумываются о том, что привычки сна, которые они формируют и даже поощряют, могут привести к серьезным проблемам со сном у ребенка. Со временем дети привыкают к тому, что их укачивают, катают в коляске, кладут спать рядом с собой, и больше не могут уснуть без этих действий.

Несмотря на то, что для многих родителей такие практики отхода ко сну – нормальны, эти действия приходится включать также в режим ночных пробуждений. Малыш, который проснулся среди ночи, не сможет самостоятельно вернуться в сон.
Так что же такое “ассоциация на засыпание” и почему с ними нужно бороться?
Ассоциация на засыпание – это все то, что ребенок связывает с отходом ко сну. Это может быть какой-нибудь предмет, например, игрушка или действие – укачивание, кормление грудью и сон рядом с мамой.

Малыши начинают формировать ассоциации на засыпание довольно рано. Так, если ребенок привыкает засыпать во время кормления, он будет требовать вернуть привычные условия и при ночных пробуждениях.

Некоторые ассоциации могут быть полезными и приятными. Это может быть теплая ванна, умывание, совместное чтение сказки или что угодно, что так или иначе указывает на приближение сна.

Однако большинство ассоциаций могут создавать дополнительные проблемы. Например, дополнительная бутылочка во время ночного пробуждения может стать источником проблем с пищеварением, а совместный сон исключает возможность, что мама тоже сможет выспаться.
Немного нейропсихологии:

Примерно в возрасте 3-4 месяцев малыши начинают спать с четкими циклами дневного и ночного сна, просыпаясь между этими циклами. Этот этап в развитии ребенка принято называть регрессом сна.

Как только происходит это изменение – ассоциации начинают играть особенную роль в способности малыша засыпать. С этого возраста привычные условия будут именно тем, на что ребенок будет полагаться при отходе ко сну, а также во время пробуждений между циклами.
Виды ассоциаций на засыпание
Помимо деления на сильные и слабые ассоциации, приятные и деструктивные, можно также выделить и те, которые контролируются ребенком и контролируются родителем.

Ассоциации, контролируемые ребенком – это те вещи, которые ребенок может с легкостью найти в ближайшем окружении и использовать для самостоятельного возвращения в сон. К ним относятся: одеяло, белый шум, темная комната, сосание большого пальца и др.

Важной особенностью этих ассоциаций является их мобильность. Например, если вы едете в отпуск – вы можете просто захватить с собой любимую игрушку.

Ассоциации, контролируемые родителями – это те действия, которые родитель должен предпринять для того, чтобы уложить малыша. Ребенок не в состоянии воспроизвести их самостоятельно. Среди них можно выделить: кормление, укачивание, поглаживание, объятия или совместный сон.

Несмотря на то, что зависимость от таких ассоциаций рано или поздно проходит, вряд ли в один прекрасный день ребенок самостоятельно откажется от укачивания, бутылочки или совместного сна. Это процесс может длиться годами. Задача родителя в этом случае – научить малыша засыпать, не полагаясь на контролируемые родителем ассоциации.

Рекомендации:

В педиатрической практике существует несколько рекомендаций, которые помогут малышу спать всю ночь и нивелировать влияние ассоциаций. Среди них:

Единое время отхода ко сну. Источником дополнительного комфорта при засыпании становится одно и то же время, в которое малыш отправляется спать. Установленный в данном случае порядок будет способствовать формированию правильных привычек.

Найдите “переходный объект”. Это может быть игрушка или одеяло, любой предмет, который позволит малышу чувствовать себя безопасно во время пробуждений и контролировать ситуацию.

Режим перехода ко сну. Необходимо установить последовательный распорядок перед сном, “мостик” между бодрствованием и засыпанием. В качестве него могут выступать приятные, успокаивающие действия, например, купание или чтение сказки.

Будьте последовательными и не сдавайтесь. Первые шаги в получении нового навыка всегда даются тяжело, однако когда вы увидите первые результаты, вы поймете, что это того стоило.

Не стоит перегибать. Многие родители, взявшись за обучение самостоятельному засыпанию, склонны прибегать к довольно жестким методам, которые могут оказать негативное воздействие на ребенка. С тем, чтобы все получилось наверняка – рекомендуется обращаться к более мягким методикам, эффективность который только усилится, если вы будете их осваивать вместе с консультантом по детскому сну.
Выводы

Научиться засыпать без посторонней помощи – это навык, которому необходимо обучать. Далеко не всегда приведенные рекомендации подходят для разных малышей. Ребенок может отталкивать игрушку, а в режим дня могут встроиться форс-мажоры. Именно поэтому каждому ребенку необходим индивидуальный, грамотный подход, который может предложить консультант по детскому сну. Обращаясь за помощью, вы не только помогаете приобрести малышу навык на всю жизнь, но и постепенно возвращаете себе полноценный ночной отдых.
Малыши Материнство Наш опыт