Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | МАТЕРИНСТВО

«У страха глаза велики» или как помочь своему ребенку избавиться от страха?

Как формируется страх у ребенка? На сколько сильно и серьезно страх может повлиять на развитие личности? Как вовремя заметить тревожность ребенка? Эти и многие другие вопросы мы задали психотерапевтам W clinic: Матвеевой Ирине и Плахута Анастасии — эксперты W clinic, Матвеева Ирина и Плахута Анастасия, делятся своими знаниями о формировании страха и тревоги у детей, а также о том, как помочь ребенку преодолеть эти состояния.
Какие виды страхов и фобий бывают у детей?

Ирина Матвеева: У каждого человека бывают периоды тревоги и страхов. Однако, взрослому человеку зачастую проще с этим справиться, чем ребенку. У малыша нет знаний и опыта, которые могли бы рационализировать эти эмоции и снизить интенсивность беспокойства.

На формирование страхов и фобий у детей может влиять как родители, так и приобретенный опыт: интернет, видео/мультфильмы, сверстники и другие взрослые люди. Это совершенно естественно, когда дети время от времени испытывают страх или беспокойство. Эти чувства помогают детям быть осторожными. Новые большие громкие или необычные вещи поначалу могут показаться пугающими, но именно родители могут помочь детям чувствовать себя в безопасности.
Наиболее частые виды страхов у детей:

От 0-2 года: громкие звуки и все, что может перегрузить их чувства (шторм, пылесос, блендер, фен, лопнувшие воздушные шары, сирены, слив воды из ванны, резкое движение, слишком быстрое отпускание). Разлука с родителями. Незнакомцы. Люди в костюмах. Все, что находится вне контроля детей (буйные собаки, смыв в туалете, гром).

В 3-4 года: страх наказания; большие животные; страх боли; страх высоты и движущегося транспорта. Молния, громкие звуки (опустошение ванны, гром, лопающиеся воздушные шары, фейерверки, громкий лай собак, поезда). Страшные звуки, костюмы на Хэллоуин, призраки, ведьмы, монстры, живущие под кроватью, грабители, врывающиеся в дом, грабители, подружившиеся с монстрами, живущими под кроватью и объединяющиеся в банды, — и все остальное, что питает детское воображение. Темнота и страх остаться одним.

В 5-6 лет: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темнота, шум, одиночество ночью, заблудиться, заболеть. Кошмары и плохие сны. Огонь, ветер, гром, молния – все, что кажется взялось ниоткуда.

В 6–7 лет: страх смерти (своей или близких); домашних животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.

В 8–10 лет: преобладают школьные страхи (опоздание в школу; страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; порицания). Страх потустороннего мира, беды.

В 11–16 лет: страх смерти, войны, стихии, нападения; страх заболеть чем-то серьёзным; страх проявить себя; страх изменения (это связано с физиологическими изменениями в организме подростков).

Фобия – это чрезмерно выраженная реакция страха (эмоциональная и физическая), возникающая при ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации. Почти любой страх может перерасти в фобию, если это оставить просто так.
Какие методы психотерапии используются для работы со страхами?

Ирина Матвеева: При работе с тревогами и страхами используется как фармакотерапия, так и психотерапия. Наиболее часто используемый метод для работы со страхами – это когнитивно-поведенческая психотерапия, экспозиционная терапия. У младших детей также можно использовать игровую терапию, арт-терапию.

Могут ли видео, мультфильмы влиять на формирование страхов?

Ирина Матвеева: Мультфильмы, подкасты и другие форматы контента – могут влиять на формирование у ребенка различных страхов и фобий, поэтому очень важно знать и контролировать, что именно смотрит ребенок, учитывать возраст ребенка и тот контент, который он потребляет.

Какие ошибки могут совершать родители при попытке помочь ребенку?

Ирина Матвеева: Самая частая и распространенная ошибка родителей – это игнорирование проблемы или издевательства, насмешки над ребенком.

Немного рекомендаций
  • Избегайте в присутствии малыша обсуждение различных зверских преступлений и масштабных катастроф. Иногда родителям кажется, что ребенок занят собственными делами и совсем не слышит их бесед, но зачастую это не так. Подобные разговоры могут оставить в неокрепшей психике ощущение того, что какие-то страшные события подстерегают его на каждом углу и их никак невозможно избежать.
  • Чрезмерная обеспокоенность родителей также может стать триггером для развития страха – постоянные запугивания, рассказы о том, что может случиться что-то плохое лишь подогревают страх малыша.
  • Для родителей, которые хотят помочь ребенку важно работать не только с малышом, но и с самим собой. Ведь часто тревога ребенка – это реакция на постоянную тревогу родителя.
  • Также немаловажная ошибка родителей – ругать и наказывать за реакцию страха, испуга. Часто родители не знают, как справиться со страхом малышей и начинают злиться, ругаться, наказывать – все это только усиливает и закрепляет страх.
  • Всегда будьте готовы внимательно выслушать ребенка, успокоить его, помочь.
Какие упражнения и техники можно использовать для снятия напряжения и тревоги у ребенка?
Анастасия Плахута:

  • Рисование, лепка.

Попросите ребенка нарисовать его страх, рассказать о нем.
А что может произойти самое худшее? А какие доказательства есть «за» и «против». А как еще можно по-другому подумать? А если все-таки так произойдет? Что ты будешь делать? Чем я могу тебе помочь?
Попросите ребенка представить или нарисовать свой страх в виде какого-нибудь миловидного персонажа, игрушки, смайлика, описать его, а какие ушки, глазки, голос и тд. Когда будет появляться страх – представлять этого «придуманного персонажа, как он смеется, плачет или болтает своими маленькими ножками, сидя на стуле».

  • Для детей более старшего возраста можно купить небольшую игрушку, брелок тд и придать ей смысл, что она будет защищать ребенка от страха.

Также полезно давать ребенку больше образовательной информации о его страхе.
Если ребенок боится насекомых – сходить с ним на выставку, где в безопасной среде он сможет получить позитивное подкрепление.

  • «Техника дыхание по квадрату»

Суть в том, что вы делаете глубокие вдохи и выдохи, а между ними задерживаете дыхание. Время на каждое действие должно быть одинаковым. Например: вдыхаем через нос, считая до четырех. Задерживаем дыхание на четыре счета. Выдыхаем ртом — также считая до четырех. И еще раз задерживаем дыхание на четыре счета.
Выдыхаем ртом — также считая до четырех. И еще раз задерживаем дыхание на четыре счета. Выдыхаем ртом – также считая до 4-х, затем еще раз задерживаем дыхание на 4 счета.
Сделайте 5–10 циклов, сосредоточившись только на дыхании.

  • «Я здесь и сейчас» — техника, позволяющая вернуться к происходящему и направить свой фокус внимания на происходящее вокруг.

Необходимо вслух (хотя бы шепотом) начать проговаривать «я здесь и сейчас вижу (картину напротив), я здесь и сейчас слышу (шум дождя), я здесь и сейчас чувствую (запах духов), я здесь и сейчас и тд.

  • Мышечная релаксация по Джекобсону:

Упражнения состоят из последовательного напряжения и расслабления разных групп мышц, что приводит к общему успокоению.
Напряжение длится 7 секунд, расслабление — 30–40 секунд, при этом, расслабляясь, нужно постараться сконцентрироваться на ощущениях, которые возникают в тех частях тела, с которыми вы работаете. Это может быть ощущение тепла, легкости, тяжести, покалывания.
Каждый раз после расслабления к рабочей группе мышц добавляется новая группа. Упражнение желательно выполнять сидя.

  1. Сожмите изо всех сил кулаки, держа их на уровне груди. Почувствуйте напряжение в кистях.

Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.

  1. Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах. Почувствуйте напряжение в предплечьях. Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
  2. Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы. Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
  3. Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы, сведите лопатки и опустите их вниз. Почувствуйте напряжение в верхних мышцах спины. Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
  4. Вытяните ноги перед собой, сведите носки, а пятки расставьте, при этом пальцы ног согните, чтобы они смотрели в пол. Согните голеностопный сустав, чтобы носок тянулся к вам, и теперь оторвите выпрямленные в коленном суставе ноги. Почувствуйте напряжение в мышцах голеней и бедер. Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.

Для того чтобы организм расслабился, чтобы вы испытали спокойствие, а тревожные мысли ушли на второй план, повторите эти упражнения 4–5 раз.

  • «Охлаждение» — самое быстрое, подставить руки под струю ледяной воды и подержать несколько секунд. Умойтесь холодной водой. Если есть возможность — примите контрастный душ.
  • Физические нагрузки, танцы — самое банальное, но действенное. Лучший эффект дают повторяющиеся упражнения — приседания, наклоны, махи руками и ногами. Можно несколько минут сжимать в руке резиновый мячик или эспандер. Походите по лестнице или устройте небольшую прогулку на свежем воздухе.
Как помочь ребенку справится с фобиями? Рекомендации для родителей.
Анастасия Плахута:

  • Не гиперопекать
Гиперопекающее поведение родителей, напоминание об опасностях окружающего мира делает ребенка тревожным, чрезмерно всего опасающимся и неуверенным в себе.
  • Будьте открыты и доступны для ребенка, проявляйте эмоциональное тепло, давайте ему возможность выговориться, не стыдите, не критикуйте и не обесценивайте его переживания.
  • Не запугивайте
Постоянное запугивание рано или поздно приведет к возникновению невротических страхов и психосоматических проблем.
  • Следите за своими эмоциями. Ваша излишняя тревога, агрессия в адрес ребенка снижает ощущение доверия и безопасности.
  • Создание благоприятной семейной атмосферы. Постоянные споры, крики, запугивания и манипуляции между членами семьи становятся причинами хронической тревоги и напряжения у ребенка.
  • Не предъявлять к ребенку завышенных требований, без достаточного учета его возможностей.
Если несмотря на все ваши действия, страхи ребенка остаются выраженными, длительными, значительно влияет на состояние и качество жизни ребенка, то в этом случае необходимо обращение к специалисту.
Материнство Дошкольники Будущим родителям