Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | МАТЕРИНСТВО

18 февраля — Международный день синдрома Аспергера

В конце января особенный проект «ВСЕВОЗМОЖНО» и приложение-помощник по устойчивому образу жизни +1Город создали интерактивную карту мест Санкт- Петербурга, дружественных к детям и подросткам с РАС. Сейчас на карте отмечены более 30 точек — это музеи, театры, библиотеки, кафе, творческие и спортивные секции, в которых будут рады юным гостям с РАС. Карта будет бессрочно доступна онлайн и места, желающие присоединиться к проекту смогут это сделать, оформив заявку прямо на сайте.
18 февраля — Международный день синдрома Аспергера, который классифицируют как РАС. Об особенностях детей с этим синдромом рассказала Наталья Коньшина, врач невролог, нейрофизиолог, кандидат медицинских наук, специалист детской неврологической клиники «Прогноз».
Расстройство аутистического спектра (РАС) – распространенное нарушение развития. По данным некоторых авторов, оно встречается у 1 из 45 новорожденных детей в мире; при этом у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

В основе данного состояния лежит искаженная работа сенсорных систем. Люди с аутизмом воспринимают окружающий мир иначе.

Первичные диагностические критерии РАС: нарушение инициации и поддержания социального взаимодействия и общественных связей, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия. Степень выраженности нарушений варьирует от легких проявлений, связанных с трудностями в общении, до полной невозможности разговаривать и понимать обращенную речь.

Признаки РАС заметны у детей с раннего возраста. Существуют диагностические опросники (например, CASD) для детей до 2 лет, по которым можно определить вероятность расстройства. Диагноз ставит исключительно специалист на основе наблюдений за ребенком и опросников для родителей. Иногда постановка диагноза занимает годы: проявления не всегда специфичны и в некоторые периоды жизни могут присутствовать и у детей с обычным развитием.

К сожалению, пока нет инструментальных исследований или анализов, точно подтверждающих РАС. Однако дополнительные методы диагностики помогают выявить сопутствующие состояния, которые могут отягощать течение аутизма. Это очень важно, ведь чем раньше мы обнаружим любые нарушения – тем быстрее сможем начать помогать ребенку, корректируя и направляя его развитие в нужное русло.

Чаще всего, при упоминании диагноза РАС, люди представляют себе человека с синдромом Аспергера. Такая осведомленность именно об этом нарушении обусловлена тем, что мы наслышаны о слегка чудаковатых гениальных людях с синдромом Аспергера: Стив Джобс, Никола Тесла, Чарльз Дарвин, Моцарт, Альберт Эйнштейн, Микеланджело, Энди Уорхол, Льюис Кэрролл, Тим Бертон, Г. Х. Андерсен и другие. Недавно о наличии у себя синдрома Аспергера рассказал Илон Маск. Этот высокофункциональный вид аутизма ранее выделялся в отдельную категорию, однако последние классификации болезней включили его в общее понятие РАС.
Основные признаки синдрома Аспергера у детей:
1. Ритуальность поведения и зацикленность на определенной теме.
Для таких детей особенно важно соблюдать четкий алгоритм и последовательность рутинных ежедневных событий. Если заведенный порядок по какой-либо причине нарушается – это вызывает массу негативных эмоций. Часто таким детям интересна какая-то одна тема: они постоянно говорят, читают книги и смотрят передачи исключительно об этом, навязчиво носят с собой.

2. Непонимание шуток и переносного значения фраз.

3. Часто раннее и быстрое речевое развитие.
Речь таких малышей выделяет их на фоне сверстников. Она насыщена заученными развернутыми фразами взрослых, что нередко вызывает восхищение окружающих.

4. Необычная реакция на сенсорные стимулы.
Звуки, прикосновения, вкусы и пр.

5. Повторяющееся поведение («стимы»).
Ребенок крутится на месте, раскачивается, трясет кистями рук перед лицом, мельтешит палочкой или шнурком перед глазами.

6. Неуклюжесть.

7. Нарушение зрительного контакта.
Взгляд таких детей сложно поймать, часто они смотрят словно сквозь человека.
Трудности коммуникации и социальной адаптации, непонимание эмоций окружающих приводят к социальной изоляции таких детей. Им сложно влиться в коллектив и поддерживать дружбу, поэтому они часто становятся «белыми воронами». Это вызывает депрессию и другие эмоциональные нарушения.

Однако благоприятные условия, где понимают, принимают, поддерживают и направляют развитие ребенка, позволяют ему добиться успеха в разных профессиональных отраслях: науке, музыке, спорте, литературе и многих других.

Как уже упоминалось, аутизм встречается довольно часто. Наверняка, каждый из вас знает либо человека с РАС, либо семью с таким ребенком. Из-за отличий в обработке сенсорной информации нарушается взаимодействие с окружающим миром. Этим людям сложно общаться, тяжело оценивать эмоции и настроение собеседника.
Можно облегчить человеку с РАС задачу, если придерживаться в общении с ним некоторых принципов:

1. Важно соблюдать личные границы: не надо брать за руки, обнимать, прикасаться к человеку, если он не попросил вас об этом.

2. Не повышайте голос, старайтесь избегать резких перепадов интонации.

3. Не требуйте поддерживать зрительный контакт.

4. Не просите «вести себя нормально», если вам кажется, что человек поступает странно. Для таких людей характерны особенности поведения: они могут махать руками, вставать на носки, издавать громкие звуки. Это способ успокоиться и собраться.

5. Старайтесь придерживаться правил и привычек человека с РАС. Такие люди плохо адаптируются к переменам. Если человек с РАС привык сидеть на одном стуле, брать что-то с определенного места – не меняйте это.

6. Люди с РАС могут чрезмерно реагировать на нормальные для остальных раздражители (громкую музыку, яркий свет, необычный запах). Лучше избегать сильных раздражителей в их присутствии из-за вероятности эмоционального возбуждения: человек может начать хлопать, трясти руками, прыгать, бить себя.

7. Люди с аутизмом могут не сразу понимать, что им говорят. Обработка мозгом речи у них, как правило, нарушена, и поэтому требуется больше времени, чтобы ответить вам. Старайтесь делать паузы, подождите и не перебивайте. Речь человека с РАС может казаться грубой из-за использования подходящих к ситуациям заученных шаблонных фраз.

8. У людей с РАС бывают эмоциональные срывы – особенно это касается детей. Если ребенок с родителями, не нужно навязчиво вмешиваться или пытаться его отвлечь, это может только усугубить ситуацию. Постарайтесь не акцентировать внимание, приглушите свет, уберите громкий звук. В общественном месте можно по возможности предложить родителям побыть с ребенком в отдельном от остальных посетителей помещении, чтобы снизить сенсорную нагрузку.
Что делать, если вы подозреваете у своего ребенка РАС?
Прежде всего, не паниковать. Для постановки диагноза требуется профессиональное наблюдение: родители или педагоги в детском саду могут ошибаться. Поэтому для подтверждения или исключения данного состояния необходимо обратиться за консультацией к неврологу или психиатру. Вероятнее всего, вас направят на дополнительные анализы и диагностику, так как под маской аутизма могут скрываться и другие нарушения, например, эпилепсия.

Что делать, если диагноз все-таки подтвердили?

1. Исключить все отягощающие основное состояние изменения:
проверить слух, зрение, исключить эпилепсию, нормализовать работу пищеварения, исключить непереносимости и аллергии, очаги хронической инфекции и пр. Наблюдение детей с РАС всегда должно быть комплексным. Не стоит забывать, что они, как любые другие люди, могут иметь сопутствующие проблемы, но из-за сложностей с коммуникацией, восприятием боли и схемы собственного тела сообщить об этом не в состоянии.

2. Соблюдать режим.
Четкое соблюдение режима дня помогает снять повышенную нагрузку и избежать эмоциональных срывов у детей с РАС.

3. Нормализовать сон.
У детей с РАС он часто нарушен. Важно помнить, что без качественного сна не будет нормального бодрствования.

4. Регулярная физическая активность и занятия спортом.
Это удивляет родителей, ведь в первую очередь все обращают внимание на занятия с логопедами и дефектологами. Но физическая активность – основа развития у таких детей. Она необходима для компенсации имеющихся неврологических дисфункций.

5. Помочь с социальным взаимодействием.
Дети с РАС тоже хотят общаться, но чаще всего их нужно целенаправленно этому учить. Необходимы как специалисты, которые обучат родителей правильному взаимодействию с ребенком, так и специалисты, которые помогут ребенку самому корректно выстраивать коммуникацию со сверстниками и окружающими людьми.

6. Найти сферу жизни, которая увлекает ребенка и может стать основой для профессиональной деятельности.
Никто не знает, в какой из отраслей может таиться ключик гениальности у таких детей. Наша с вами задача – помочь его найти.
Материнство Отцовство