Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | МАТЕРИНСТВО

Здоровое тело — здоровый мозг. Включаем прогулки в школьную программу!

Как в современных школах обеспечивают здоровый образ жизни детей? Что такое развитие в гармонии с природой, «безопасный риск» и почему длительные прогулки должны быть включены в школьную программу?

Современные мировые стандарты дошкольного и школьного образования все больше внимания уделяют обеспечению здорового образа жизни ребенка и его социализации. Это касается не только образовательной среды, но и качественного питания, ценностного уровня, а также приоритета отношений над жесткими догмами и правилами.

Однако современное образование и здоровье детей не всегда зависят от инноваций. Например, дети всегда любили играть и активно гулять на свежем воздухе. Это для них абсолютно естественная и неотъемлемая часть жизни. И, что важно, прогулки на свежем воздухе положительно влияют на социальные навыки ребенка и даже его успехи в учебе. Учитывают ли это российские школы?

Сегодня настоящим трендом в обеспечении здорового образа жизни детей становится развитие через природу и прогулки в «непричесанной среде» с использованием подхода «безопасный риск». Что это такое и почему это заслуживает внимания современных родителей и образовательных учреждений? — Давайте разберемся.
За границей привычного тепличного пространства

Выход за высокий школьный забор и влияние на не только количество знаний, но и на развитие жизненно важных навыков, а также интереса к миру вместо тревожности и апатии предлагают сеть частных детских садов и школа «Кот в Шляпе» из Ростова-на-Дону и Натуральная школа, которая впервые внедрила этот тренд с помощью своих наработок.

Суть таких прогулок и самого подхода «безопасного риска» заключается в том, чтобы дети сталкивались с ситуациями, требующими принятия решений и ответственности, при этом оставаясь в условиях, контролируемых взрослыми. Задача взрослого — создать безопасную и уважительную среду, в которой дети могут свободно исследовать свои желания и проявлять активность.
Прогулки в «непричесанных» местах, таких как леса, берега водоемов, музеи под открытым небом, дают детям уникальную возможность развивать самостоятельность, гибкость и способность управлять своим телом. Дети не только улучшают свои физические возможности и практические навыки (например, разведение огня и приготовление пищи на природе), но и развивают внимательность, коммуникацию, учатся работать в группе, адаптироваться к меняющейся внешней среде и вырабатывать психологическую упругость. Глубинная идея таких прогулок: «Управляешь собой — управляешь своей жизнью!»

Загородные образовательные интенсивы

Идея развития через природу может распространяться не только на городские прогулки. Это могут быть и полноценные образовательные интенсивы за городом, которые преследуют еще и академическую цель. Например, если интенсив проходит в лесу, можно погрузиться в изучение окружающего мира и сделать это не только на теоретической основе (программа включает чтение и дискуссии), но и через практические навыки! Например, выкапывать растения, рассматривать их корни, собирать разные виды соцветий.

Физическая активность, свежий воздух и способность концентрироваться

Физическая активность и время на свежем воздухе положительно влияют на учебные успехи и концентрацию внимания. Нейропсихологи отмечают улучшение академической успеваемости у детей, которые проводят много времени на прогулках. Особенно заметный прогресс наблюдается у детей с дисграфией и дислексией.

Роль родителей

Конечно, для того, чтобы эффективно применять подход «безопасного риска», должны быть готовы не только педагоги, но и родители. Педагоги проходят специальное обучение для организации таких прогулок, а родителей иногда можно приглашать с собой! На детско-родительских вылазках всегда есть место для работы психолога, который помогает снизить уровень тревоги и страхов у родителей.

Готовы ли педагоги к «безопасному риску»?

Работа с детьми по этому методу требует особой подготовки и готовности самих педагогов. Подготовка включает курсы первой помощи, противопожарное обучение. В любой критической ситуации они должны обеспечивать безопасность детей. Ведь риск всегда должен оставаться безопасным. Также важен практический опыт — прогулки с более опытными коллегами.

Рискнем?

Развитие через природу и «безопасный риск» сегодня действительно особенно актуальны. Более того, они полностью соответствуют современным запросам родителей и детей. А значит, стоит немного рискнуть, довериться опыту педагогов — и результаты не заставят себя ждать.

И хочется верить, что все больше школ и детских садов решатся вдохнуть свежий воздух нового подхода в воспитание и образование детей.
Материал подготовлен Алёной Карташевой — педагогом и экспертом в нейропсихологической диагностике.
Материнство