Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | МАТЕРИНСТВО

Инструкция по стресс-менеджменту для родителей от Людмилы Петрановской

Людмила Петрановская поделилась ценными решениями по борьбе со стрессом у детей и родителей. 

Как справится со стрессом у ребенка? Как помочь ему? Как не утратить близость? Как стать надежной опорой? Как быть первым человеком, к которому ваш ребенок придет за помощью? — на эти сложные вопросы ответила Людмила Петрановская, семейный психолог, основатель Института развития семейного устройства, лауреат Премии Президента РФ в области образования. Окончила филологический факультет Ташкентского университета, а также Институт психоанализа и Высшую школу экономики по программе «Семейная системная терапия». Людмила — автор бестселлеров «Что делать, если…», «Что делать, если…2», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы».

Людмила Петрановская

Если ваш ребёнок оказался в стрессовой ситуации, в первую очередь позаботьтесь о себе, потому что не может помочь ребёнку родитель, у которого уровень стресса зашкаливает, если родитель одержим идеей, что всё ужасно, он всё неправильно делал в своей жизни, что у ребёнка будет всё плохо в будущем, что я плохая мать и всё пропало. То есть, прежде всего, необходимо самим успокоиться. Есть масса способов привести себя в спокойное состояние: подышать, выпить чай, посмотреть в окно, поотжиматься в ванной, — то есть разные могут быть способы успокоиться. И в какое-то более спокойное время, подумать о том, в какие мысли и идеи вы легко впадаете в этих ситуациях. 

Например, очень многие родители сейчас экстраполируют любую ситуацию на всю жизнь ребёнка. Вот сейчас он небрежно сделал домашнее задание, значит, он всегда всю жизнь будет всё делать спустя рукава. Вот сейчас он пришёл в новый класс в новую школу, у него не сложились отношения, значит, он всегда будет одинок, у него никогда не будет друзей. То есть присматривать за такими своего рода обобщениями и вольными интерпретациями, потому что они могут загнать в стресс любого. Если вот в это поверить, что из этого эпизода следует такое будущее, то ты правда будешь в стрессе и, соответственно, ничем не сможешь помочь ребёнку. Поэтому, в первую очередь, работать со своими состояниями и со своими убеждениями.
Во вторую очередь, мы должны сначала дать понять ребёнку, что наши отношения не под угрозой. Что угодно может быть под угрозой — его учёба может быть под угрозой, его отношения с друзьями могут быть под угрозой, его здоровье может быть под угрозой, его жизнь в каких-то ситуациях может быть под угрозой. Но что точно не под угрозой — это наши отношения, это никогда не может быть под угрозой. Я в любом случае с тобой, ты можешь на меня рассчитывать, ты можешь на меня положиться. Я буду на твоей стороне не в том смысле, что я одобряю всё, что ты делаешь, и всегда буду говорить, что ты прав, а в том смысле, что мне всегда есть до тебя дело, я всегда тебя услышу. И поэтому если ситуация какая-то сложная, разговор предстоит какой-то тяжёлый и неприятный, то сначала имеет смысл дать какие-то знаки, показывающие, что ваши отношения не под угрозой. 

Например:
●     сесть рядом, а не напротив друг друга;
●     синхронизироваться по тембру, по громкости голоса, а не нависать над ребёнком, не повышать голос;
●     если уместно, если ребенок позволяет, может быть, сначала, обнять;
●     может быть, сначала поговорить о чём-то приятном для вас обоих, что вашу близость подчёркивает;
●     может быть, за совместной трапезой или за совместной прогулкой.

То есть сначала должно быть что-то, что даёт понять, что отношения ваши незыблемы. А исходя из этого, опираясь на незыблемые отношения, мы можем вместе столкнуться с любой проблемой и что-то придумаем, вместе мы всё преодолеем.


Материнство