Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | МАТЕРИНСТВО

5 мифов о логопедах, в которые верят родители

Вокруг работы логопедов витает много домыслов и мифов. Большинство родителей уверены, что такой специалист нужен ребенку только в том случае, если есть проблемы со звукопроизношением. Хотя диапазон возможностей логопеда-дефектолога гораздо шире и включает в себя даже коррекцию нарушения письменной речи – дисграфию и дислексию. О самых распространенных мифах поговорили с клиническим психологом, учителем-логопедом центра «Детская академия речи» Варварой Данекиной.
Миф 1. Раньше 5 лет идти к логопеду нет смысла

Довольно опасный миф, который может привести к самой большой проблеме – потерянном времени. У детей есть период, который максимально благоприятен и эффективен для работы с различными нарушениями. Конечно, после 5 лет ребенок больше «включен» в процесс – ему интересно ходить на занятия, он охотнее делает артикуляционные упражнения, больше мотивирован на то, чтобы разговаривать чисто и правильно. Родители видят, что ребенок говорит с ошибками и не произносит ряд звуков, и приводят ребенка на консультацию. Но проблемы с речью могут проявиться и до 5 лет. Ждать, пока ребенок заговорит – большая ошибка, потому что в случае задержки речевого развития, логопед – именно тот специалист, который помогает вызвать речь. Кроме того, в его компетенции обогащение словарного запаса, понимание обращенной речи, грамматика. Некоторые логопеды учат ребенка жевать и глотать. Тревожными сигналами для родителей должны стать:

- отсутствие речи к 2 годам – в этом возрасте в обиходе малыша уже должна присутствовать простая фраза, также ребенок должен понимать все просьбы, обращенные к нему;

- в два года его словарный запас не больше 25 слов, а в три – меньше 200.

Если ребенок в 2,5 года не заговорил, в 3-4 произносит звуки неправильно, его не понимают окружающие – это прямое показание для визита к логопеду.

Миф 2. Рано или поздно ребенок все равно заговорит

Многие думают: зачем торопить события и ускорять процесс? Ведь ребенок все равно заговорит – в одной семье чуть раньше, в другой – позже. Также есть категория родителей, которым нравится забавный детский лепет, и они считают, что ребенок просто балуется и пока ленится. Конечно, в год вполне нормально, если машинка – это «бибика», а ранка на ноге – «бобо». Но чем старше становится ребенок, тем меньше должно быть сюсюканий, искажений слов самими взрослыми – это, конечно, на нарушит развитие речи, но и не позволит правильно осваивать артикуляцию. Постепенно у ребенка должно появляться умение строить простые фразы, а к трем годам он уже должен задавать много вопросов и выразительно общаться, даже если речь пока смазанная. Если этого нет, не нужно ждать, что через месяц или полгода он заговорит целыми предложениями – задержка речевого развития уже присутствует, и только специалист может определить проблему у конкретного ребенка и помочь ее преодолеть.

Миф 3. Пойдет в сад – там научится

Некоторые родители считают, что даже если есть проблемы с речью, то все они решатся в детском саду. Ведь ребенок попадает в другую среду и ему придется много общаться с воспитателями и сверстниками. На самом деле, речь обогащается только в том случае, если ребенок уже неплохо говорит. Первые дни в детском саду для любого ребенка – стресс. И если говорящий малыш, как правило, эмоционально проходит адаптацию, протестует, с чем-то не соглашается и т.д., то для неговорящего или плохо говорящего ребенка этот стресс может вылиться в другие формы: он может замкнуться в себе, меньше общаться, испытывать сложное психологическое состояние. С очевидными нарушениями речи, все это может сказаться на формировании его логического и словесного мышления, будет происходить «сбой» в анализе, сравнении, обобщении и других важных навыках. Вот почему перед поступлением в сад важно проконсультироваться с логопедом – убедиться, что с речевым развитием все хорошо или получить от него полезные советы и рекомендации по коррекции.

Миф 4. Логопед нужен, чтобы поставить звуки

Один из самых распространенных мифов. Ассоциации часто такие: не поставлен звук «р», делаем упражнения язычком и губами, сидя перед зеркалом.

Конечно, такая форма работы во время занятий с ребенком тоже присутствует: логопед сажает ребенка и у зеркала, делает массаж на кушетке и многое другое. Но также в компетенции специалиста – все аспекты речевого развития, включая лексические нарушения. К логопеду обращаются, когда нарушен фонематический слух, связная устная речь, письмо, ритм и темп речи, голос и интонация. Логопедия – широкая педагогическая наука о разных речевых нарушениях в любом возрасте. И чтобы диагностировать и корректировать речь, нужно изучать много смежных дисциплин – медицину, психологию, лингвистику. В каждом конкретном случае специалист применяет определенные знания и методы, в зависимости от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.

Миф 5. Логопед может поставить звук за 1-2 занятия

Некоторые мамы убеждены, что поставить звук можно буквально за пару занятий. Ведь именно так было с ребенком приятельницы. Так бывает, но постановка звуков, как и развитие речи, не укладывается в строгие временные рамки – все очень индивидуально. Также, нужно понимать, что важно не только поставить звук (изолированно), но и автоматизировать его в речи, а это точно не сделать за 2 занятия. В каждом случае — это ребенок со своими отличительными чертами, возможностями, темпом работы и усидчивостью. Большое значение имеет строение артикуляционного аппарата, вовлеченность в процесс не только ребенка, но и родителей. Факторов, которые влияют на скорость и процесс обучения – много и, если запастись терпением, результат обязательно будет.

! Конечно, логопед нужен не всем – когда родители видят, что речь с каждым днем становится богаче, появляются более сложные речевые обороты, улучшается звукопроизношение и фразы становятся правильными – специалист, скорее всего, не понадобится. Но человеку без специальных навыков и образования трудно это определить самостоятельно – нюансов развития речи очень много. Чтобы не упустить время или убедиться в том, что ребенок развивается правильно, специалисты рекомендуют ежегодно до школы проходить диагностику у логопеда, чтобы в дальнейшем это не отразилось на успеваемости ребенка в школе, его поведении, общении со сверстниками.
Материнство