Речевое развитие ребенка должно быть своевременным – в этом уверен любой специалист. Родители, увы, не могут самостоятельно и точно определить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Какие причины указывают на то, что есть проблемы? Рассказывает логопед-дефектолог, клинический психолог сети логоцентров «Детская академия речи» Варвара Данекина.
Пора обратиться к логопеду, если:
В 1,5 года
Малыш не откликается на свое имя, не зовет родителей, чтобы привлечь внимание, в обиходе не больше 10 слов. Должно насторожить, если ребенок во время игры и общения не использует звукоподражание, эмоциональные междометия и указательный жест.
Что важно? Не слушать мнения знакомых на форумах или детских площадках, про то, что еще рано и в 3 года ребенок может заговорить предложениями. Ближе к 2 годам уже формируется фразовая речь – пусть еще не все слова понятны окружающим, но использовать два слова и больше ребенок уже должен.
В 2 года
Если ребенок не понимает, что ему говорят родители и окружающие, в его речи нет простых фраз вроде «мама, на...», «мама, дай…» и т.д. В этом возрасте малыш максимально открыт миру, интересуется всем вокруг, поэтому если он избегает зрительного контакта или очень избирателен в коммуникациях со взрослыми и сверстниками – это тревожный звонок. Также нужно обратить внимание на то, слышит ли ребенок просьбы или требуется несколько раз их повторять.
Что важно? Не утешать себя, что в речи есть отдельные слова и слоги – в этом возрасте речевое развитие уже должно быть другим.
Что важно? Не утешать себя, что в речи есть отдельные слова и слоги – в этом возрасте речевое развитие уже должно быть другим.
В 3 года
Речь ребенка совершенно непонятна окружающим. Время детского лепета уже позади. О задержке речевого развития говорят фразы из двух слов и неумение малыша, например, рассказать - как и во что он играет.
Что важно? К этому возрасту у малыша формируется образ «я» и он уже должен использовать местоимение Я. Его речь – разнообразна, с выводами, обобщениями, вопросами и рассуждениями.
Что важно? К этому возрасту у малыша формируется образ «я» и он уже должен использовать местоимение Я. Его речь – разнообразна, с выводами, обобщениями, вопросами и рассуждениями.
В 4 года
Если ребенок говорит, но складывается впечатление, что во рту каша. Он неправильно произносит звуки «с», «з», «ц» и заменяет «ль» на «й». В его речи много пропусков, он путается, переставляет или недоговаривает слоги. Не знает цвета, животных, названия овощей и фруктов.
Что важно? Понимать, что это уже «солидный» возраст, когда ребенок достаточно свободно может общаться сложными предложениями, уметь пересказывать.
Что важно? Понимать, что это уже «солидный» возраст, когда ребенок достаточно свободно может общаться сложными предложениями, уметь пересказывать.
В 5 лет
Отсутствует чистая и верно построенная речь. Ребенок допускает большое количество грамматических ошибок, многие звуки произносит мягко – например, «кися», «щапка» и т.д. Путает схожие звуки «с»-«ш», «з»-«ш», «д»-«т», то есть говорит – зук (вместо жук) или токтор (вместо доктор).
Что важно? По нормам речевого развития, ребенок уже не должен ошибаться в окончаниях слов, односложно отвечать. К 5 годам, как правило, все стороны речи уже сформированы – с
Что важно? По нормам речевого развития, ребенок уже не должен ошибаться в окончаниях слов, односложно отвечать. К 5 годам, как правило, все стороны речи уже сформированы – с
В 6-7 лет
Ребенок не выговаривает звуки «л» и «р», путается в пространстве – право, лево, под, над, перед, около. У него возникают трудности с пересказом текста, заучиваниями стихотворений, ответами на вопросы.
Что важно? Понимать, что в этом возрасте речевое развитие – один из главных показателей готовности к учебе. Ребенку нужно уметь согласовывать слова, правильно строить предложения, подбирать верные окончания. Также важным показателем является удержание внимания ребенка на каком-либо задании 15-20 минут.
Что важно? Понимать, что в этом возрасте речевое развитие – один из главных показателей готовности к учебе. Ребенку нужно уметь согласовывать слова, правильно строить предложения, подбирать верные окончания. Также важным показателем является удержание внимания ребенка на каком-либо задании 15-20 минут.
Если скоро в школу
А родителям кажется, что ребенок не готов. Проконсультироваться со специалистом нужно, чтобы понять, что причин для тревоги нет или же наметить план действий, чтобы с пользой использовать ценное время дошкольной жизни.
Если в школе
У ребенка возникают трудности с чтением, письмом. Он сложно «наращивает» пассивный и активный словарь. Заставлять больше заниматься – не решение проблемы. Это лишь отразится на поведении ребенка, повлечет замкнутость и снизит успеваемость.
В любом возрасте
У ребенка есть различные нарушения в речи: заикание, запинки, повторы слов и слогов. Занятия с логопедом не имеют возрастных рамок: ребенок может заниматься как индивидуально, так и в группе, чтобы эффективно добиваться нужного результата.