Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
СУПЕР! МЫ ЗНАЛИ
ЧТО ТЫ С НАМИ!
Будем рады знакомству, оставь свои e-mail.
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | МАТЕРИНСТВО

Что такое аутизм?

Фото Freepik/@freepik

Лет 10 назад об аутизме слышали только специалисты. Сейчас это слово известно практически всем, потому что стало значительно больше детей, о которых говорят:
  • у него аутистическое поведение
  • он ведет себя как аутист
  • у него расстройство аутистического спектра

Виктория Ефимова - психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники "Прогноз" и центра "Логопрогноз", доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена


Что же это такое – аутизм?

В новой редакции Международной классификации болезней этого термина нет. Его заменили на РАС – расстройство аутистического спектра. Именно потому что за этой аббревиатурой могут скрываться очень разные состояния.  
РАС – это неврологическое расстройство, которое влияет на способность к обработке сенсорной информации и коммуникацию. 
Обработка сенсорной информации – это то, что делает наш мозг с импульсами, поступающими от глаз, ушей, вестибулярного аппарата, рецепторов, которые находятся в коже, мышцах, суставах. Люди с РАС воспринимают окружающий мир и свое собственное тело не так, как мы с вами. 
Это не плохо и не хорошо – просто их мозг работает иначе. Именно это часто становится причиной особенностей поведения и трудностей с коммуникацией, которые ассоциируются с аутизмом:
  • ребенок погружен в свой собственный мир
  • создается ощущение, что он не слышит, но в ответ на громкие звуки он закрывает уши
  • он совершает странные движения: трясет руками перед лицом или крутится на месте
  • его речь не похожа на речь других детей
  • он выстраивает игрушки рядами
  • он кажется невоспитанным, устраивает истерики в общественных местах

Фото Freepik/@freepik

Проявления в поведении могут быть разными, потому что мозг каждого человека с РАС имеет свои особенности работы.  Склонность к порядку и стереотипному поведению, которая также является одной из характерных черт людей с аутизмом – это попытка защититься от сенсорного хаоса, с которым не может справиться мозг. 
Хотя в мире проводится масса научных исследований, многое по-прежнему остается загадкой:
  1. Неизвестно, почему возникает аутизм. Скорее всего предрасположенность к нему закладывается еще до рождения. Чаще всего сначала младенец выглядит здоровым, но в возрасте около 1,5 лет его развитие нарушается. 
  2. Научные исследования показывают, что РАС – это нарушение работы организма на всех уровнях. У людей с аутизмом есть многочисленные дисфункции в работе мозга, нарушения иммунитета, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта и нарушения на клеточном уровне.  Чем больше проводится исследований, тем больше нарушений находят. Но пока не нашли «биологической подписи аутизма» - таких нарушений, которые характерны исключительно для РАС.
  3. Не существует какого-то анализа, которые бы позволил до рождения сказать, что есть риск возникновения аутизма. Чаще всего диагноз устанавливается в 3 года, когда в поведении ребенка уже есть проявления РАС. В нашей стране диагноз может поставить только психиатр. Для выявления степени проявления аутистических черт используются опросники, которые заполняют родители и специалисты, работающие с ребенком. В интернете можно найти онлайн версии этих опросников, в том числе и для детей до 3-х лет – выявление риска возникновения РАС. 

Некоторые проявления аутизма являются частью личности человека, они никуда не денутся. Но есть дисфункции в работе организма, которые можно исправить, тогда ребенку с РАС будет легче адаптироваться и общаться с другими людьми.  Аутизм не лечится, так как это другой способ работы мозга. Тем не менее около 20% взрослых людей с этим диагнозом во всем мире ведут обычную жизнь – работают, живут без родителей, создают семьи.  Кто же попадает в эти счастливые 20% ? Конечно, многое зависит от тяжести симптомов РАС, но не все. Очень важно то, какую помощь ребенок получает в детстве, насколько рано родители начали действовать. Желательно это сделать при появлении первых признаков аутизма. 


Чем можно помочь ребенку с РАС?

  • Смягчить влияние неврологических симптомов на качество жизни.
  • Обучить социальным, речевым и коммуникативным навыкам, которые соответствуют возрасту. 
Важно сосредоточиться не на том, чтобы избавиться от аутизма, а на том, чтобы ребенку было проще адаптироваться. 
Все методы работы с детьми с РАС можно разделить на две большие группы:
  1. Поведенческие методы – на занятиях не пытаются влиять на работу мозга, а учат ребенка вести себя социально приемлемо.
  2. Методы, направленные на модуляцию работы мозга. С помощью аппаратной диагностики проводится выявление слабых звеньев в работе нервной системы, затем проводится тренинг улучшающий работу этих слабых звеньев.

Многие дисфункции в работе нервной системы есть не только у детей с аутизмом. Например, нарушения слухового внимания и повышенная чувствительность к звукам могут проявляться и у детей с задержками развития и нарушениями речи.  Если этот дефицит преодолевается, ребенок начинает лучше себя чувствовать и по-другому себя вести.  
Важно, чтобы ребенка с РАС регулярно наблюдал не только невролог, но и другие врачи: ЛОР, стоматолог, гастроэнтеролог. Дети с аутизмом часто плохо воспринимают свое тело, не могут сказать, где болит. Иногда оказывается, что причиной усиления симптомом аутизма становятся зубы, отит или боль в животе.  
Аутизм часто называют «скрытой инвалидностью». Дети с РАС, как правило, очень симпатичные, они совершенно не выглядят больными. Поэтому люди, которые ничего не знают об аутизме, могут принять проявления РАС за издержки воспитания. 
Да, воспитание тоже необходимо, но очень непросто быть родителями ребенка с аутизмом. Вы 24 часа в сутки с ребенком, который может неожиданно убежать в неизвестном направлении или устроить истерику на ровном месте;  ребенка, которого сложно накормить, потому что он есть только 3 знакомых продукта, ребенка, которого приходится учить всему, чему другие дети учатся сами. Это тяжело и для родителей, и для окружающих.
Но подумайте о том, как тяжело самому ребенку с РАС, когда его мозг бомбардируют ощущения, на которые обычный человек может просто не обращать внимания. Таких детей становится все больше и нам нужно учиться жить вместе и помогать им. 
Материнство Детство Отцовство
Made on
Tilda