ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | МАТЕРИНСТВО

Как говорить с детьми об экологии: рассказывают эко-активисты и психолог

Нашу жизнь все активнее заполоняют слова “эко-френдли”, “эко-культура” и “эко-привычки”. В социальных сетях пишут, как важно заботиться об окружающей среде. А в нашем сознании сохраняется мысль о том, что будущее планеты за нашими детьми.

Все это станет возможным, если у человека будут выработанные привычки. Их формирование следует начинать с раннего детства. На начальных этапах в этот процесс активно должен быть вовлечен родитель. Для успешного результата надо знать, как правильно говорить с детьми на тему экологии и как прививать им привычки, чтобы они приносили им радость. О том, как это сделать нам рассказали эксперты в области психологии и экологии. В этой статье мы подготовили рекомендации о том, как объяснить ребенку значение эко-культуры.

Для того, чтобы формирование привычек происходило без давления на ребенка, родитель выстраивает партнерские отношения с ним, обращается к нему с уважением, как к взрослому человеку. Взрослый прислушивается к идеям ребенка, показывает, что они имеют значение для него. В какой-то степени родитель даже становится более открытым миру, чтобы понять своего малыша и его восприятие окружающей среды. Также важно при выработке привычек проявлять терпение и дисциплинированность обеим сторонам. В целом, этот опыт очень важен, так как не только учит ребенка выполнять ежедневные обязанности, но и помогает детям и родителям сблизиться. Подробнее об особенностях воспитания привычек рассказал нам Николай Степанов, детский психолог-практик из Ростова.
С какого возраста лучше всего начать помогать ребенку формировать привычки?
Рекомендуется начинать формировать привычки как можно раньше. Ориентировочно с двух-трех лет, потому что в раннем возрасте вся информация усваивается гораздо быстрее, чем у более взрослого человека. Чем раньше начать, тем быстрее эти привычки станут неотъемлемой частью жизни ребенка.
Что лежит в основе формирования привычки у ребенка? Как действовать родителю?
В основе формирования привычки у детей лежит многократное повторение и закрепление тех или иных действий в течение длительного времени. Это может быть результатом последовательных требований со стороны взрослых, а также осознанного или неосознанного подражания. Здесь очень важен личный пример. Чтобы взрослый мог с большей уверенностью формировать привычку у ребенка, он должен все показывать на своем примере. При этом, важно объяснять, почему и зачем нужно поступать делать что-либо именно так, как показываете вы. Нужно донести ребенку, для чего следует поступать так, и что это может принести. А не просто говорить требовать от него выполнять ваши указания. Очень важно на первых порах положительно подкреплять успехи ребенка - похвалить его, поощрить или же сказать что-то приятное. Не забывайте следить за тем, чтобы у ребенка не сформировались негативные привычки. Закрепляя и поощряя положительные успехи, нужно также “тормозить” отрицательные привычки.
Почему у детей часто возникает негативизм при выполнении ежедневных обязанностей? Например, собрать игрушки.
Причин может быть несколько. Одна из них - ребенок просто не хочет это делать. Единственный выход - это договориться с ребенком. Выяснить, почему и из-за чего он не хочет выполнять эту обязанность, найти альтернативу, компромисс, который устроит обе стороны. Также ребенок может не хотеть делать что-то из-за того, что взрослый попросил его об этом грубо или слишком громко, например, повелительным или командным тоном. А для детей - это норма, что просьба взрослых вызывает сопротивление. Так он пытается отстоять свои личные границы.

Есть еще одна причина, почему у ребенка возникает негативизм - он не чувствует вашей эмоциональной близости. Именно поэтому он с меньшим энтузиазмом будет идти вам навстречу. В таком случае нужно постараться улучшить качество эмоциональной связи между вами и ребенком. Оказывать эмоциональную поддержку ребенку, хвалить его. Теплота, поддержка, доверия - это базовые составляющие доверительных детско-родительских отношений. И последняя причина заключается в том, что ребенок просто не способен сделать то, о чем вы его просите. Может он не еще дорос до выполнения этой обязанности и ваше просьба для него сложновата.
Как сделать так, чтобы сформированные привычки не досаждали ребенку?
Они должны стать частью его жизни, а на начальных этапах он должен получать от этих привычек или от самого процесса их выполнения удовольствие. Та же сортировка мусора будет в радость ребенку, если ему объяснили, зачем это нужно делать, а потом еще и похвалили его. Затем он будет это делать постоянно и это не будет ему мешать жить. Поэтому очень важна похвала и разговор с ребенком. Тогда сформированные привычки станут частью его жизни.
Как замотивировать / поощрять ребенка выполнять ежедневные обязанности?
Существует очень много способов. Лучше начать с составления общего графика семейных обязанностей. Следует разделить все дела по дому между членами семьи. Каждый отвечает за свой участок работы. В этом деле очень важно хвалить и поддерживать инициативу ребенка. Зачастую, взрослые обесценивают детские идеи, думают, что это какая-то глупость. А на самом деле, нужно создать ценность поручаемого ребенку дела. Нужно обратить его внимание на то, что мы выполняем очень важные обязанности, которые никто кроме нас сделать не сможет. Возвращаясь к той же сортировке мусора, здесь важно показать ребенку, что именно мы способны сделать это, что очень важно для нашей планеты, экологии и здоровья.

Помимо этого не надо стесняться просить о помощи ребенка, ведь это сформировавшаяся личность. Также важно ограничение круга домашних обязанностей. Нужно ставить ребенку определенные, конкретные задачи с четкими временными рамками. Важно повторять ребенку свои требования и ни в коем случае не делать его работу за него, потому что в конечном счете все закончится тем, что он перестанет заниматься тем, что вы ему поручаете. И, конечно же, должна быть совместная деятельность. Ребенок должен видеть, что вы тоже что-то делаете.

Как видим, формирование привычек - это длительный процесс, в который должен быть полностью погружен родитель. Очень важно, чтобы он не выступал в роли “надзирателя” для ребенка, а был для него другом, товарищем, который поддержит и поможет.

Это труд как ребенка, так и взрослого. Понимая своих детей, и прислушиваясь к ним, можно помочь им почувствовать себя более взрослыми, ответственными и самостоятельными. В этом случае ребенок ощутит в себе больше сил и уверенности, увидит, как его действия меняют его самого и окружающий мир. Он почувствует значимость своих поступков.

Принципы привития привычек, о которых мы рассказали выше, применимы и к теме эко-воспитания детей. Если ребенок становится свидетелем того, что его мама или папа выбрасывает во время прогулки влажную салфетку на лужайку в парке, то странно от него ждать, что он будет вести себя как эко-френдли личность, особенно в раннем возрасте.

О тонкостях эко-образования дошкольников рассказала Карина Ивченко президент экологического движения “Мусора.Больше.Нет”, координатор проекта Союза эко-волонтерских организаций.

Специалист советует ни в коем случае не заставлять ребенка насильно делать что-либо для природы. Она вновь заостряет внимание на личном примере родителя. Не нужно специально насаждать эко-культуру ребенку. Достаточно показать ему то, что вы сортируете дома мусор, в магазин берете свою сумочку и не пускаете шары и петарды.
Для формирования эко-привычек у детей оказываются очень эффективны игры. Эксперт рекомендует родителям предложить ребенку превратить ту же сортировку мусора в игру. Например, использовать для этого пластиковые крышки и сортировать их вместе с детьми по цветам. “Маленькие дети очень активно в этом помогают”, - считает Карина. Также можно делать поделки из опавших шишек с ребенком, посмотреть мультики и видео ролики на эту тему, поискать настольные игры по экологии или совместно принимать участие в различных региональных эко-проектах. А по мере взросления ребенка можно начинать применять более серьезную информацию. Конечно, не стоит садиться за учебник, достаточно просто обсуждать с ним проблему ограниченных ресурсов, экологии, загрязнения окружающей среды.

Чтобы объяснить ребенку, что значит быть эко-френдли, эксперт считает, надо донести ему, что он “не король мира”, а часть большой экосистемы, в которой ресурсы ограничены, поэтому важно уважать каждое растение, каждый цветок.
Своим мнением об экологии и эко-воспитании с нами также поделилась Елизавета Любимкина, руководительница направления внешних коммуникаций во всероссийском проекте «Зелёная лига», будучи студенткой ЮФУ, девушка уже достигла успехов области экологии. Она считает, что быть эко-френдли - это значит осознанно относится к себе и к этому миру, вкладывать более глубокий смысл в свои действия.

Чтобы воспитать в ребенке эко-привычки нужно правильно сформировать его отношение к миру и его восприятие себя в этом мире. Указать ему верное направление мысли.

Изучение экологии надо превращать в увлекательный для ребенка процесс. Попробуйте вместе с ним создать собственную Красную Книгу. Так вы не только изучите проблему вымирающих видов растений и животных, но и интересно проведете время вместе, даже сможете еще лучше узнать своего ребенка. Создавая Красную Книгу, ребенок проявит свой творческий потенциал. Подойдите и вы к этому делу креативно, можно вместе придумать, как красиво и ярко оформить вашу с ребенком книгу. Во время создания мини-проекта ребенок сможет почувствовать себя “исследователем”, а с такими яркими ассоциациями информация лучше запомнится.
Привлекайте ребенка к ухаживанию за домашними растениями. Это тоже может стать одним из способов формирования эко-привычек и культуры. Чтобы ребенку было интереснее, придумайте для вашего растения имя, относитесь к нему как к питомцу, показывая тем самым малышу, что цветы - это такие же полноценные участники большой экосистемы.

Способов, как формировать эко-привычки и эко-культуру есть множество. Все зависит от желания родителей, их готовности пускать в свою жизнь что-то новое, самосовершенствоваться, не бояться проявлять креативность и использовать даже самые нелепые, на первый взгляд, идеи, ведь иногда именно они оказываются самыми интересными и выигрышными для детей. И, конечно, не забывайте, что требуя от детей выполнения эко-обязанностей или любых других поручений, вы сами должны подтверждать собственным примером значимость этих дел. А все это в целом поможет вам стать еще ближе со своим ребенком, выстроить доверительные отношения с ним.

Автор графических материалов: Фунг Кхань Линь

2024-04-01 11:14 Материнство Будущим родителям Наш опыт