Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | НАШ ОПЫТ

Топ-5 проблем первоклассника: как помочь?

Первый год в школе — значимый этап в жизни каждого ребёнка.
От домашнего комфорта и беззаботных будней ребенок переходит к новой образовательной среде, где у него появляются обязанности, меняется привычный порядок жизни. А перемены требуют адаптации.
На то, как быстро ребёнок сможет привыкнуть к новому статусу, влияют не только учителя, но и семья. Большую роль в качестве и скорости школьной адаптации играют родители, а точнее, их поддержка и умение понимать и чувствовать состояние ребёнка.
Педагог-психолог Ломоносовской школы Татьяна Александровна Петухова рассказала о пяти основных проблемах, возникающих у младших учеников, и способах с ними справиться.
Страх неизвестности и сепарация от родителей
Для детей обучение в школе – это новый этап в жизни, который может сопровождаться тревогой и стрессом. В первую очередь это связанно с тем, что ребёнок сталкивается с новой социальной средой, новыми правилами и режимом дня. Вдобавок к этому первоклассники часто тревожатся при разлуке с родителями и переживают по поводу того, что у них появляются новые задачи в незнакомом для них окружении.

Понять, что ребёнок испытывает стресс, можно уже через неделю после начала учебного процесса. Отсутствие аппетита, ухудшение сна, повышенная утомляемость или чрезмерная возбудимость, и даже снижение иммунитета – всё это сигнализирует о том, что ребёнок находится в состоянии нервного напряжения.

Как ему помочь? Важно тщательно следить за режимом дня и не давать ребенку переутомляться. Ночной сон первоклассника должен быть не менее 10 часов. Постарайтесь не нагружать ребенка большим количеством кружков секций. Во второй половине дня добавьте больше прогулок на свежем воздухе и «тихий час» после школы, а вечером оставьте время для свободной игры. Рассказывайте ребенку о школе, делитесь своими позитивными воспоминаниями.
Жизнь по новому режиму
Кроме новой среды, у ребенка полностью меняется режим дня, теперь ему нужно привыкать к новому расписанию занятий, домашним заданиям, отсутствию дневного сна, ограничению времени для игр. Иными словами, ребенок попадает и в новые временные рамки, которые ему приходится соблюдать.

Сложнее всего к школьному режиму дня привыкают дети, которые не ходили в детский сад, а сидели дома с мамой, няней или родственниками. С началом учебного года они просто оказываются не готовы идти в школу по утрам и менять привычное времяпровождение.

Чтобы помочь ребенку, перестроиться и привыкнуть к новому режиму за несколько недель до начала учебного года попробуйте ввести ребёнку небольшую программу – некое подобие расписания. Пусть это будут любые 1–2 занятия в день, но выполнять их нужно в определенное время. Также учите ребенка самостоятельности – давайте ему небольшие поручения, которые он будет выполнять без вашей помощи.
Уже не так интересно
Образовательный процесс – это прежде всего ответственность и открытость к новому. Но зачастую не всех первоклассников привлекает выполнение школьных обязанностей, поначалу они могут казаться им скучными.

Выполнение домашних заданий, освоение новых материалов и учебных задач требуют больших усилий и ответственности, но не все к этому готовы. Поэтому появляются трудности, которые влияют на их мотивацию и отношение к обучению.

Прививать ребёнку самостоятельность и ответственность нужно постепенно. Начните с домашних обязанностей: полить цветы или вытереть пыль, убрать игрушки и разложить свою одежду. Если возникают сложности, пробуйте перевести это в игру.
Нет усидчивости и концентрации
В детском саду дети большую часть дня проводят за играми и общением друг с другом. Школьный режим более строгий: необходимо сидеть спокойно, внимательно слушать учителя и выполнять различные задания.

Ребёнок же привык заниматься своими делами, поэтому высидеть даже 4 урока по 45 минут для него сложно. Из-за этого возникают проблемы с концентрацией внимания и рассеянность.

Чтобы помочь ребёнку развить внимание и усидчивость, играйте с ним в настольные игры такие как: «Доббль», «Барамелька», «Picturecа», «Лабиринты», «Найди отличия», шахматы, шашки. Эти игры отлично демонстрируют ребёнку, что нужно следовать правилам и быть сосредоточенным.
Не умеет правильно реагировать на неудачи
А ваша задача – научить. Дети искренни в своем желании быть первыми. Они стремиться выиграть и стать первым в любимой игре, получить больше звезд или дать больше правильных ответов. Но жизнь всегда диктует свои правила. Неверные ответы и неудачные попытки – это неотъемлемая часть учебного процесса. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому ребёнку нужно объяснить, для чего нужны ошибки и как извлекать уроки из них.

Излишние требования, критика близких людей лишь усилят чувство вины и стресс. Особенно в самом начале, когда ребёнок только делает свои первые шаги в учебе. Найдите повод похвалить и поддержать своего ребенка, даже если он не справился с чем-то, иногда процесс важнее результата. Учите его концентрироваться не только на учебе, но и на других сферах.

Но здесь важно соблюдать грань: не позволяйте ребёнку безответственно относиться к учебе и не выполняйте домашние задания за него, даже если он просит. Просто будьте рядом и при необходимости окажите помощь.

Первый год в школе – время значительного роста и развития для каждого первоклассника. Показывайте ему, как справляться с разными ситуациями, и поддерживайте его в преодолении любых трудностей. Ведь главная задача родителей – научить своего ребёнка быть самостоятельным и ответственным!
Наш опыт Школьники