Жизнь можно сравнить со Вселенной, такая же необъятная и загадочная, смысл которой пытается постичь не одно поколение. В ней переплетены множество историй и судеб, есть в ней свои прелести и сложности. Мы начинаем свой жизненный путь с семьи, которая является крепкой опорой и примером. Но кому-то повезло меньше, их бесценное детство проходит в детском доме. Таким детям нелегко, приходится адаптироваться к жизни без любящих родителей и проходить свой путь.
Любому человеку, тем более ребенку, необходимо общение. Без него дети растут неуверенными и замкнутыми. Одиночество токсично, а самое надежное противоядие — дружба. Программа «Старшие Братья Старшие Сестры» помогает детям из детских домов, из приемных и социально незащищенных семей, а также детям с ограниченными возможностями адаптироваться и полноценно участвовать в жизни общества. Волонтеры-наставники программы встречаются с подопечными каждую неделю и несколько часов общаются, гуляют, играют, занимаются чем-то интересным.
Своим опытом наставничества поделилась Екатерины Курбановой, артистка театра «Зазеркалье», возможно, ее история вдохновит вас стать наставником для ребенка, который нуждается в поддержке.
Екатерина, расскажите, когда вы стали наставником и как узнали о программе?
Наставником я стала весной 2021 года. О программе узнала от фонда «Арифметика добра», который тогда не был представлен в Петербурге, они перенаправили меня на программу «Старшие Братья, Старшие сестры».
Почему вы выбрали такой способ помощи детям из детского дома?
Я постоянно участвую в различных благотворительных проектах, делаю пожертвования в фонды. Мне захотелось быть активнее и присутствовать физически. Я не могу пожертвовать миллионы, но могу потратить своё время на общение с ребенком.
Что вы вкладываете в понятие наставничество? Кто такой наставник?
Наставник - человек с определенным жизненным опытом, которым он готов поделиться. Для меня наставничество - это сопровождение ребенка в его пути и небольшая корректировка его направления.
Почему детям из детского дома нужен наставник?
Наставник нужен, чтобы показать альтернативную реальность, в которой нет привязки к распорядку дня, но есть собственный выбор, принятие решений и ответственность за них.
Как вы оцениваете свое наставничество? Какие у вас отношения с вашим подопечным?
В отношениях с моей «младшей» были разные периоды. Иногда мне казалось, что все впустую и вряд ли я могу хоть как-то повлиять на ее жизнь, но было и много светлых моментов, когда нам удавалось быть на одной волне, смеяться над одним и тем же, делиться чем-то важным. Не могу назвать наши отношения идеальными и очень близкими. Все-таки год общения недостаточное время для чужих и очень разных людей, чтобы стать родственными душами.
Вы можете оценить какое влияние оказываете вы на ребенка? Замечаете ли изменения?
Я стараюсь показать ей то, что сама она вряд ли где-то сможет увидеть. Книги, театр, Музыка. Хотелось бы, чтобы эти познания где-то отложились. Самой мне сложно оценить прогресс.
Как вы думаете в каком возрасте ребенку особенно нужен наставник?
Мне кажется, что наставник нужен в любом возрасте. Но чем раньше, тем лучше.
Как найти общий язык с подростком? Как сохранять разумность и строгость, вместе с тем быть другом и надежным плечом ребенку?
Я стараюсь вспоминать себя в ее возрасте и делюсь с ней этим. Так мы становимся немного ближе. Стараюсь не критиковать ее действия и быть на ее стороне в любой спорной ситуации.
Расскажите про самую сложную ситуацию с ребенком. Как вы ее решили?
Сложных ситуаций было несколько. Решение я вижу только одно - терпение и понимание. Самое неприятное для меня - это ложь.
Какие жизненные сценарии и перспективы кажутся вам более вероятными и правдоподобными для детей из детского дома? Как наставник может повлиять на этот сценарий?
Когда я только познакомилась с «младшей», мне казалось что сейчас мы вместе «поднажмем» и она сможет получить лучшее образование, интересную профессию и блестящие перспективы. Но по мере общения я опустила планку до «взяли бы ее хоть куда-нибудь». Но это частный случай, все дети разные. Думаю, что здесь я могу помочь только попытками найти интерес, дело по душе и способностям.
Что вас вдохновляет в наставничестве? Что расстраивает?
Радуюсь, когда открываю что-то новое для «младшей», чего она раньше не знала. Расстраивает, когда новые знания не задерживаются надолго.
Какими качествами должен обладать наставник? Это может получиться у каждого?
Не думаю, что каждому нужно идти в наставники . Мне кажется, нужно иметь много любви, понимания и терпения.
Что самое главное в наставничестве для вас?
Надежда, что в мир выйдет человек, которому будет хоть немного легче после опыта общения с наставником.
Ваш комментарий / или напутствие будущим наставникам или подросткам?
Всем, кто сомневается , стоит ли начинать свой путь наставника, желаю не бояться и нырять с головой!