Как объяснить ребенку о том, что случилось в Москве? И нужно ли говорить? Мы в редакции изучили рекомендации экспертов, которые по нашему мнению подобрали оптимальное решение в этом непростом вопросе
Людмила Петрановская, семейный психолог, педагог и публицист.
“Я с трудом представляю, как оградить ребенка от информации о теракте, если он не младенец. Если малышу два года и он сидит дома с бабушкой — то да, ему знать об этих событиях незачем.
Если ребенок ходит в школу или даже в старшие группы детского сада, то вероятность того, что он услышит о трагедии от детей, педагогов, других родителей, приближается к 100%. Особенно, если речь идет о школе.
Такие события, как теракт в «Крокус Сити Холле», вызывают серьезный эмоциональный отклик, это обсуждается. Дети слышат чужие разговоры. Если один-два ребенка узнали, то весь класс точно будет знать.
Поэтому нереально и не нужно ставить себе цель оградить ребенка от информации о трагедии. Если ребенок слышит от взрослых: «тебе про это знать не надо», «мы об этом говорить не будем», то он считывает это так: «Я не готов иметь дело с твоими чувствами по этому поводу». Если ребенок подавлен, испуган, то он лишен возможности обсудить свои переживания с родителями, получить от них утешение и поддержку. И остается со своими страхами один на один. Если не говорить с детьми о случившемся, они остаются один на один с тревогой. И могут быть сильно невротизированы”, - из интервью для Pravmir.
“Я с трудом представляю, как оградить ребенка от информации о теракте, если он не младенец. Если малышу два года и он сидит дома с бабушкой — то да, ему знать об этих событиях незачем.
Если ребенок ходит в школу или даже в старшие группы детского сада, то вероятность того, что он услышит о трагедии от детей, педагогов, других родителей, приближается к 100%. Особенно, если речь идет о школе.
Такие события, как теракт в «Крокус Сити Холле», вызывают серьезный эмоциональный отклик, это обсуждается. Дети слышат чужие разговоры. Если один-два ребенка узнали, то весь класс точно будет знать.
Поэтому нереально и не нужно ставить себе цель оградить ребенка от информации о трагедии. Если ребенок слышит от взрослых: «тебе про это знать не надо», «мы об этом говорить не будем», то он считывает это так: «Я не готов иметь дело с твоими чувствами по этому поводу». Если ребенок подавлен, испуган, то он лишен возможности обсудить свои переживания с родителями, получить от них утешение и поддержку. И остается со своими страхами один на один. Если не говорить с детьми о случившемся, они остаются один на один с тревогой. И могут быть сильно невротизированы”, - из интервью для Pravmir.
Ольга Давыдова, педагог-психолог и эксперт Центра толерантности Еврейского музея
“Совет завернуться в теплый плед и закрыться в комнате, к сожалению, губителен в долгосрочной перспективе. Психике помогает действие. Что не отменяет заботы о себе, конечно же.
Современные дети, как и их родители, но еще больше, очень эмпатичные. Страху просто необходимо дать выход, превратив его не в агрессию, а в сострадание и действие.
Когда мы действуем, мы восстанавливаем чувство контроля над ситуацией, что крайне важно для возвращения себя к нормальности.
Даже с младшими школьниками можно перейти от слов к действиям. Смотрите, как это просто:
Елена Ефремова, автор проекта о семье «Дыхание семьи»
“Нужно выслушать своего ребёнка и максимально услышать, а про что он говорит, что в его словах требует особого внимания.
Если в его словах слышится какая-то тревога, беспокойство и страх, то, конечно, это нужно подхватить, услышать и проговорить, сесть, дать ему понять, что он находится в зоне безопасности, что всё, что происходило, почему такое случается, кто те люди, которые такие вещи совершает и что таких людей нет в его окружении, чтобы он снова попал в свою зону безопасности и понимал, что ему на улице ничего не угрожает и дома тоже.
Если же эта тревога начинает нарастать, и вы понимаете, что ребёнок один день говорит, второй день говорит, третий день, и родители с ним проговорят эту тему, а ребёнок всё ещё не успокаивается, то в этом случае нужно, наверное, подключать специалистов, которые с ним всё это проработают и помогут ему справиться с сложившейся ситуацией.
Если же дети ничего не говорят, а вокруг в обществе обсуждают ситуацию о теракте, то здесь в силу возраста тоже нужно садиться и попробовать как-то задать вопросы издалека, пощупать и прояснить для себя всё-таки, что ребёнок слышал, как он к этому относится, насколько для него там важно, важно всё это проговорить.
И немножко тоже прояснить ситуацию в той мере, в которой ребёнку необходимо, не навязывать, не вываливать на него очень много информации, которую он и не знал, подробности дикой истории, именно страшные подробности, а просто кратко, ёмко дать в целом информацию, подсветить картину мира, что да, такое случается в нашей жизни”.
“Совет завернуться в теплый плед и закрыться в комнате, к сожалению, губителен в долгосрочной перспективе. Психике помогает действие. Что не отменяет заботы о себе, конечно же.
Современные дети, как и их родители, но еще больше, очень эмпатичные. Страху просто необходимо дать выход, превратив его не в агрессию, а в сострадание и действие.
Когда мы действуем, мы восстанавливаем чувство контроля над ситуацией, что крайне важно для возвращения себя к нормальности.
Даже с младшими школьниками можно перейти от слов к действиям. Смотрите, как это просто:
- Нарисуйте с ребенком открытку со словами поддержки. (Если вам кто-то что-то по этому поводу напишет нехорошее — забаньте и не берите на душу, у всех свои способы справиться со стрессом, некоторые используют для этого интернет-пространство).
- Напишите письмо врачам и спасателям, друзьям и просто родственникам, скажите что-то хорошее и важное.
- Помогите благотворительной организации. Любой. Не обязательно той, что напрямую связана со случившимся. Просто вместе выберите с ребенком, как сделать мир лучше, и сделайте. Настоящее искусство маленьких шагов очень терапевтично.
- Создайте что-нибудь. Не панику и не группу с распространением слухов и обвинений, не грозный комментарий с призывом отомстить, не спор в домовом чате. Организуйте что-то, что людей объединяет. Соседей в гости пригласите, устройте наблюдение за птицами в парке с друзьями детей, семейную зарядку проведите”, - из материала для parents.ru
Елена Ефремова, автор проекта о семье «Дыхание семьи»
“Нужно выслушать своего ребёнка и максимально услышать, а про что он говорит, что в его словах требует особого внимания.
Если в его словах слышится какая-то тревога, беспокойство и страх, то, конечно, это нужно подхватить, услышать и проговорить, сесть, дать ему понять, что он находится в зоне безопасности, что всё, что происходило, почему такое случается, кто те люди, которые такие вещи совершает и что таких людей нет в его окружении, чтобы он снова попал в свою зону безопасности и понимал, что ему на улице ничего не угрожает и дома тоже.
Если же эта тревога начинает нарастать, и вы понимаете, что ребёнок один день говорит, второй день говорит, третий день, и родители с ним проговорят эту тему, а ребёнок всё ещё не успокаивается, то в этом случае нужно, наверное, подключать специалистов, которые с ним всё это проработают и помогут ему справиться с сложившейся ситуацией.
Если же дети ничего не говорят, а вокруг в обществе обсуждают ситуацию о теракте, то здесь в силу возраста тоже нужно садиться и попробовать как-то задать вопросы издалека, пощупать и прояснить для себя всё-таки, что ребёнок слышал, как он к этому относится, насколько для него там важно, важно всё это проговорить.
И немножко тоже прояснить ситуацию в той мере, в которой ребёнку необходимо, не навязывать, не вываливать на него очень много информации, которую он и не знал, подробности дикой истории, именно страшные подробности, а просто кратко, ёмко дать в целом информацию, подсветить картину мира, что да, такое случается в нашей жизни”.