Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
НОВОСТИ

Диалог с ортодонтом

Развитие речи — сложный и многообразный процесс, который требует нормальной функции головного мозга, нервных проводящих путей и правильного развития органов зубочелюстной системы. В формировании речи выделяются доречевой и речевой периоды.

Речь является основным средством общения и базой мышления. Через слова люди выражают свои желания, эмоции и координируют действия. Речь влияет на поведение и мысли человека; её нарушения снижают социальную активность и могут влиять на выбор профессии. Для детей слова играют ключевую роль в усвоении новых понятий и взаимоотношений с окружающими. Речевые недостатки могут сказываться на психофизическом развитии ребёнка и затруднять его обучение.

Поэтому так важно обращаться к специалистам с ранних лет, потому что профилактика в данном случае является лучшим лечением.
Возникают ли у вашего ребенка трудности с произношением? Возможно, причина заключается в неправильном прикусе. Мы обсудили важные аспекты с врачом-стоматологом ортодонтом Елизаветой Карелидзе.
Какие могут быть причины связи между неправильным прикусом и дефектами речи у детей?
Причины дефектов речи у детей можно разделить на две группы:

  1. Функциональные, зависящие от особенностей работы центральной нервной системы и не связанные с состоянием зубочелюстного аппарата;
  2. Механические, связанные с структурными нарушениями зубного ряда и окружающих тканей.

В раннем возрасте важно следить за привычками ребенка: сосет ли он палец, губу или предметы, использует ли долго соску, прокладывает ли язык между зубами, а также как он переживает процесс питания. Эти привычки могут привести к формированию неправильного прикуса в будущем.

В возрасте 4-5 лет речь ребенка уже должна быть четкой у большинства детей, однако у многих могут возникать проблемы с произношением определенных звуков или нечеткая дикция. Исправление таких речевых дефектов часто начинается с устранения их причин, чаще всего связанных с дисфункцией мягких тканей лицевой области и сопутствующими нарушениями прикуса.
Какие дефекты речи могут вызывать неправильный прикус?
Например, если зубы в верхней и нижней челюстях не сходятся должным образом, это может повлиять на произношение звуков, особенно на "с", "з", "ш", "ж", требующие контакта между верхними и нижними зубами. Это может привести к неразборчивому произношению и искажениям звуков. Коррекция прикуса может помочь улучшить речь в таких случаях:

  • Звук "с" (шумный и шипящий звук) может быть затруднен из-за недостаточного контакта между верхней поверхностью языка и альвеолярным бугром (задняя часть верхнего зубного ряда).
  • Звуки "т" и "д" (согласные звуки) также могут быть затруднены, поскольку требуют контакта кончика языка с альвеолярным бугром для правильной артикуляции.
  • Звук "ш" (шипящий звук) затруднен из-за необходимости сильной узкой артикуляции между передней и задней частями языка с участием губ. Неправильный прикус может негативно сказаться на этой узкой артикуляции и связанных с ней звуках.
В чем состоит механизм воздействия прикуса на формирование артикуляции и произношение звуков?
На первом месте по распространенности стоит глубокий прикус, когда верхние резцы перекрывают более чем 1/3 нижних резцов без контакта между режущими краями зубов. При таком прикусе дети испытывают затруднения с активным разжевыванием пищи и могут есть долго.

На втором месте — протрузия, при которой верхние центральные резцы значительно выдвинуты вперед. Это состояние часто связано с длительным сосанием большого пальца и может приводить к затруднениям в произношении шипящих звуков.

Третье место занимает дистальный и открытый прикус. При открытом прикусе часть зубов не смыкается при сомкнутой челюсти, что часто нарушает произношение шипящих и свистящих звуков.

Четвертое место занимают мезиальный и перекрестный прикус. Мезиальный прикус характеризуется передним положением нижней челюсти относительно верхней, что может сопровождаться деформациями зубочелюстной системы. Перекрестный прикус возникает из-за несоответствия ширины верхнего и нижнего зубных рядов и часто сопровождается нарушениями в речи у детей.

Эти аномалии прикуса могут значительно влиять на формирование правильной артикуляции и произношения звуков у детей.
Когда следует начинать лечение, если у ребенка выявлены дефекты речи, связанные с прикусом?
Отклонения от нормального прикуса могут стать признаками проблемы. Прикус бывает молочный (временный) в возрасте от 6 месяцев до 5-6 лет, сменный с 6 до 12 лет и постоянный. В молочном прикусе выделяют три периода: формирование прикуса с 6 месяцев до 3 лет, сформированный прикус с 3 до 5 лет и период перед сменой зубов с 5 до 6 лет. Важно отметить, что наиболее критические для ортодонтов возрасты — от 4 до 6 лет. В этот период рекомендуется проводить профилактические осмотры у ортодонта.
Какие методы диагностики используются для определения связи между прикусом и дефектами речи?
Для определения связи между прикусом и дефектами речи применяются консультации педиатра-логопеда и ортодонта. На основании их заключений проводится комплексная диагностика, включающая анамнез пациента, выявление вредных привычек, наличие патологий у родителей и ближайших родственников. Также проводится осмотр полости рта, оценка уздечек верхней и нижней челюсти, а также языка. При необходимости может быть назначена рентгенодиагностика зубочелюстной системы.
Какие конкретные шаги может предпринять родитель, чтобы помочь ребенку, страдающему от дефектов речи, связанных с прикусом?
Родитель – это тот человек, который находится с ребенком 24/7 и только он способен заметить что-то неправильное и обратиться к специалистам. С самого рождения и до формирования постоянного прикуса важно соблюдать профилактические меры:

  • Естественное вскармливание;
  • Избегание использования соски после одного года;
  • Своевременное лечение простудных заболеваний с наблюдением у ЛОР-врача;
  • Избавление от вредных привычек у детей (сосание пальцев, губ, карандашей и т.д.);
  • Своевременное обращение к стоматологу, ортодонту;
  • Поощрение жевания твердой пищи;
  • Формирование навыков гигиены полости рта.

Если все же выявлены нарушения и назначено лечение, важно строго выполнять рекомендации врача и упражнения для достижения результатов.