Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ОБЗОРЫ

От Эрмитажа до настольных игр: как дети могут узнать больше о культуре

Искусство и культура играют важную роль в воспитании ребенка. Для многих родителей ключевым моментом в развитии их детей является привитие любви к музеям, театрам и другим культурным ценностям с раннего возраста. Знакомство с великими произведениями искусства помогает развивать не только эстетический вкус, но и расширяет кругозор, формирует глубокое понимание человеческой истории и культурного наследия. Именно поэтому мы решили побеседовать с музейным педагогом и искусствоведом, чтобы сложить собственное мнение и поделиться с вами полезной информацией.

Юлия Кюлленен с детьми на экскурсии

Музей как источник вдохновения: воспитание через культуру
Музеи — это не только хранилища экспонатов, но и мощные центры воспитания, где формируется личность ребёнка. Юлия Кюлленен, музейный педагог, рассказывает, как через искусство можно развивать детей и пробуждать у них интерес к культуре.
Музейный педагог — это проводник в мир искусства, чья задача не только рассказать о произведениях, но и “влюбить” ребёнка в музей. “Музей должен быть безопасным местом для ребёнка, где он чувствует себя важным, а его интересы учитываются”, — говорит Юлия. Экскурсия должна быть интерактивной и ориентированной на вопросы ребёнка.
Дети активно реагируют на искусство, от ярких картин до статуй. Юлия подчёркивает, что самые запоминающиеся моменты возникают, когда ребёнок испытывает “эврику” — осознание чего-то нового. Важна не информация о художниках и датах, а живое обсуждение произведений через вопросы и ответы.

Экскурсия для детей отличается от взрослой тем, что она не ограничивается рассказом, а превращается в урок с заданиями и упражнениями. “Ребёнок — активный участник, а не просто зритель”, — поясняет Юлия. Важно создать атмосферу, где ребёнок может не только узнать, но и почувствовать произведение.

Подготовка к визиту в музей зависит от интересов ребёнка. “Для некоторых детей достаточно просто идти в музей, для других полезно заранее ознакомиться с репродукциями”, — советует Юлия. Важно выбрать правильного проводника, который поможет сделать посещение увлекательным и познавательным.
Искусство вокруг нас: от Эрмитажа до районного музея
Посещать с ребёнком можно что угодно: от детской площадки, футбольного поля до бабушкиной кухни - главное, проводить это время качественно. И, как говорит Юлия, заявляя Эрмитаж и Третьяковскую галерею местами “must see”, мы, по сути, ограничиваем миллионы детей в доступе к непревзойденному искусству. Но это не так! В каждом городе, области, поселении есть свой районный центр с музеем (пусть даже не художественным, а техническим или краеведческим), где давно существуют программы для детей. Музейная педагогика за последние 30 лет уверенно заняла свои позиции и готовит продукт для своей аудитории. Не стоит отчаиваться из-за недоступности Лувра, Метрополитен-музея и прочих богатейших коллекций. Мы можем изучать искусство: и другое, и в сети. Ведь сверхцель родителя - привить интерес! А дальше, как надеется Юлия, взрослый (бывший ребёнок, которому покупали иллюстрированные альбомы по искусству) сам дойдёт до экспозиции столичных музеев. Вот такое, возможно, непопулярное мнение музейного педагога Юлии.

Вместе с музейным педагогом Юлией Кюлленен дети открывают для себя мир искусства

Главное в экскурсии — это внимание к ребёнку. “Ребёнка вдохновляют, когда его слушают, когда он чувствует себя важным”, — отмечает музейный педагог Юлия Кюлленен. Важно задавать вопросы, следить за интересами ребёнка и адаптировать экскурсию под его восприятие.
Экскурсии: как важно познакомить детей с искусством

Мгновение перед вдохновением – ребята на пороге Филиала Третьяковской галереи в Самаре,

где их ждет встреча с шедеврами русской живописи.

Почему важно знакомить детей с искусством через музеи

Искусство — это не только красивые картины, но и целый мир, который помогает детям развивать мышление, эмоциональный интеллект и воображение. Когда ребёнок попадает в музей, он учится видеть и понимать окружающий мир иначе. Он начинает задавать вопросы, искать смыслы и даже создавать свои собственные ассоциации.

Искусствовед, организатор путешествий Маргарита Бабенкова уверена, что знакомство с искусством вживую — это совершенно другой опыт, чем просмотр картин в книгах или интернете: «Когда ребёнок видит оригинал работы, ощущает масштаб полотна, текстуру мазков, у него формируется особое восприятие искусства. Это момент, который может стать отправной точкой для его дальнейшего развития и интереса к культуре».

Поездки в музеи — это не просто экскурсии, а настоящие путешествия во времени и пространстве. Через картины дети могут заглянуть в далёкие эпохи, увидеть, как жили люди, какими были их мечты, страхи, радости. Это особенно важно в раннем возрасте, когда ребёнок только начинает познавать мир.

«Очень ценно, когда дети получают объяснения от опытных гидов или музейных педагогов, — говорит Маргарита. — Искусство становится для них понятным, живым, они не просто смотрят на картины, а учатся их читать. Это развивает не только кругозор, но и умение анализировать».

Посещение музеев также формирует у детей уважение к культурному наследию. Они начинают понимать, сколько труда стоит за каждым произведением, и это рождает бережное отношение к истории.

«Когда дети видят картины великих мастеров — Репина, Айвазовского, Васнецова — они удивляются, восхищаются, задают вопросы. Эти эмоции невозможно передать через экран. Их можно только почувствовать, стоя перед полотном», — отмечает Маргарита.

Таким образом, музеи — это не только место, где хранятся шедевры, но и пространство, в котором формируется личность ребёнка, его вкус, мировоззрение и понимание красоты. И чем раньше дети начнут этот путь, тем богаче будет их внутренний мир.

"Последний день Помпеи" Брюллова: грандиозное полотно из Русского музея

Игры, которые помогают детям узнавать о культуре
Современные технологии и подходы открывают возможности для привития детям любви к искусству. Музеи, экскурсии и игры - важные инструменты для погружения в мир культуры. Через игру дети развивают внимание, креативность и эстетический вкус.
Игра “Artline: Третьяковская галерея” делает знакомство с искусством увлекательным. Не требуя знаний искусствоведа, она развивает внимательность, мышление и расширяет кругозор. Игроки создают галереи по общим темам (от "тёмного фона" до "спящего ребёнка"). Каждая карта - произведение известного художника. Игра предлагает разные ходы: открыть галерею, расширить её или провести выставку. Чем точнее тема, тем сложнее добавлять картины, что требует стратегии. Хотя игра для 12+, уверены, что и первоклассники смогут увлекательно провести время, развивая внимание и знакомясь с искусством.
Мир искусства открыт для детей во всем своем многообразии: от грандиозных полотен в музеях до увлекательных настольных игр. Главное - привить интерес, а дальше юные исследователи сами найдут свой путь к прекрасному, обогащая свой внутренний мир и формируя глубокое понимание культуры.
Обзоры