Елена Елагина — российский кинорежиссёр, финалистка и участница Международных кинофестивалей, киноблогер и мама. Успешная карьера в крупных компаниях, высокий доход, ребёнок и замужество — всё это идеальная жизнь. Но между успехом и настоящим счастьем может быть пропасть. Как суровая закалка сибирским холодом и воспитание собственных чувств помогли найти свой путь, расскажем в интервью с режиссёром Еленой Елагиной.
Елена, первое ваше образование не имеет отношения к кино. Расскажите, почему выбрали экономический факультет Новосибирского университета?
Во многом этот выбор был сделан за меня моими родителями. На тот момент я не могла четко сказать, кем я хочу быть. Направления, которые меня привлекали, были скорее творческие, художественные, танцевальные и я понимала, что как будто бы это не даст мне надежную основу, опору и финансовую независимость. Сейчас я понимаю, что это было навязано общественным мнением. Считалось, что нужно выбирать серьезную солидную, основательную профессию. И вот, экономист-информатик как раз таковой и являлась.
Потом вы даже поработали на авиастроительном заводе. Кем? И почему вы выбирали такую брутальную деятельность?
Первая моя работа по специальности началась на четвертом курсе, и я очень гордилась, что я была одним из немногих студентов. Нас было трое на курсе, кто начал работать по специальности во время учёбы. Мною двигала жажда поскорее начать зарабатывать деньги и обрести полную независимость. В целом да, это звучит, конечно, очень брутально, авиастроительный завод имени Чкалова. Но по факту я работала в IT подразделении, то есть я не работала непосредственно в цеху. В мои задачи входило написание программных кодов для ведения базы данных по компьютерным мощностям завода, также я разрабатывала свое собственное приложение с интерфейсом для пользователей, обрабатывала запросы, если что-то ломалось в базе данных, чинила, правила код. Спасибо этому опыту. Уже тогда я напугалась работе по найму, потому что видела на заводе в отделе людей, которые проработали 40 лет на этом месте, и каждый день одно и то же, это страшно. В моем случае, я понимала, это временно. Но я помню безжизненные, потухшие глаза этих людей.
Влияли на ваш выбор родители?
Я думаю, что до моего переезда в Петербург мое сознание по большей части было заполнено рассуждениями от родителей. Мы как будто бы всегда были в такой тесной сцепке, и они всегда оказывали на меня мощное влияние. Как будто бы я всегда оглядывалась на них и думала, а что они скажут? Как они это оценят? Потому что пока я жила с родителями до семнадцати лет, я всегда должна была отчитываться о том, что я делаю, почему я так делаю, а не иначе. И только когда я переехала в Петербург, мне было двадцать четыре года, я почувствовала себя по-настоящему взрослым человеком, отдельным, сепарированным и стала развиваться, превращаться в самостоятельную личность. Я переосмысляла все цели, чего я хочу по-настоящему, не что я должна, а именно, что я хочу.
Когда начали понимать, что это все-таки не ваше?
Когда я приехала в Петербург. Атмосфера творчества и свободы — вот, что я искала по-настоящему. В Петербурге я словно обнулилась. Я точно знала, к какой жизни возвращаться не хочу, но что мне по-настоящему нужно еще не осознавала. Я видела возможности для себя и бралась за что-то новое снова и снова. Я продолжила работу фотографом, я увлекаюсь фото с ранних лет ещё с Новосибирска. Позже я пришла к созданию видеокурсов по собственному сценарию. Именно создание визуала приносило мне удовольствие и хороший заработок. Я создала сайт и запустила небольшой digital проект, главным профилем было создание фото и видео контента для экспертов. У меня появились клиенты по всему миру. Все мои навыки и мысли уже складывались в нужном векторе — я хотела заниматься режиссурой.
Когда созрели к идее поступления на режиссуру? Вы обращались к своей интуиции?
Я всю свою сознательную жизнь я была в поиске дела души, и путь этот был извилистый. Сначала программирование, бизнес-аналитика, потом фотография, организация мероприятий, моделинг, потом пробы своего бизнеса — фотостудия, бутик одежды, диджитал проекты, потом декрет и онлайн школа с десятками курсов.
Но в 35 лет я обнаружила, что совершенно растворилась в семье, ребенке, и все что у меня есть — дом, семья, родители рядом, муж, сын, это все большое счастье, но при этом внутри я была опустошена. Тогда я еще не умела слушать свою интуицию. Решение пойти учиться режиссуре, было действительно, как глоток свежего воздуха. Когда я обрела свое призвание, я словно наладила канал связи со своей душой и интуиция стала занимать важное место в моей жизни, я научилась ее слышать и признавать, следовать. Я выбрала школу при Ленфильме и поступила на высшие режиссерские курсы режиссеров и сценаристов. Кстати, в моей семье это было очень негативно воспринято. По началу, никто не предавал моему увлечению значения. Я же мать. А почему я не дома? Особенно сложно было в те моменты, когда ребенок заболевал и оказывалось, что никто кроме меня, как будто бы, я делаю акцент, не может помочь.
Расскажите о вашей семье, о роли материнства и влиянии на вашу работу? Интегрируете ли вы свой личный опыт в сценарии и свои киноленты?
Я не представляю свою жизнь без семьи — это основа, это бесконечный источник любви, но в то же время здесь колоссальная работа над выстраиванием отношений, важно найти компромисс между брать и давать, чтобы оставаться счастливой и наполненной. У Алёны, главной героини, есть ценность семьи, но в то же время ей важна самореализация. И она разрывается между тем, чтобы быть хорошей женой и мамой и тем, что у нее самой тоже есть мечты, желания, а она их не воплощает и все ждёт, когда сын вырастет, а время идет. В этом у нас с ней много общего. Когда сын был маленький, мне было очень сложно быть только в роли жены и мамы, я всегда искала, чем мне заняться для души. Но на этом сходство с историей Алены заканчивается. Сценарий — это компиляция разных смыслов, разных историй, там настолько все причудливо переплетается, что уже сложно отделить, что там реальность, а что вымысел. Кроме того, для сценария «Унция жизни» я брала интервью у разных женщин. Безусловно, я как сценарист веду общую мысль да, я хочу заложить определенный посыл, фокус внимания, сделать акценты, но говорить о том, что сценарий это про меня и про мою жизнь, конечно же, нет. Сто процентов нет. Это скорее собирательный образ разных ситуаций, разных персонажей, которые я объединяю общим посланием.
Елена, первое ваше образование не имеет отношения к кино. Расскажите, почему выбрали экономический факультет Новосибирского университета?
Во многом этот выбор был сделан за меня моими родителями. На тот момент я не могла четко сказать, кем я хочу быть. Направления, которые меня привлекали, были скорее творческие, художественные, танцевальные и я понимала, что как будто бы это не даст мне надежную основу, опору и финансовую независимость. Сейчас я понимаю, что это было навязано общественным мнением. Считалось, что нужно выбирать серьезную солидную, основательную профессию. И вот, экономист-информатик как раз таковой и являлась.
Потом вы даже поработали на авиастроительном заводе. Кем? И почему вы выбирали такую брутальную деятельность?
Первая моя работа по специальности началась на четвертом курсе, и я очень гордилась, что я была одним из немногих студентов. Нас было трое на курсе, кто начал работать по специальности во время учёбы. Мною двигала жажда поскорее начать зарабатывать деньги и обрести полную независимость. В целом да, это звучит, конечно, очень брутально, авиастроительный завод имени Чкалова. Но по факту я работала в IT подразделении, то есть я не работала непосредственно в цеху. В мои задачи входило написание программных кодов для ведения базы данных по компьютерным мощностям завода, также я разрабатывала свое собственное приложение с интерфейсом для пользователей, обрабатывала запросы, если что-то ломалось в базе данных, чинила, правила код. Спасибо этому опыту. Уже тогда я напугалась работе по найму, потому что видела на заводе в отделе людей, которые проработали 40 лет на этом месте, и каждый день одно и то же, это страшно. В моем случае, я понимала, это временно. Но я помню безжизненные, потухшие глаза этих людей.
Влияли на ваш выбор родители?
Я думаю, что до моего переезда в Петербург мое сознание по большей части было заполнено рассуждениями от родителей. Мы как будто бы всегда были в такой тесной сцепке, и они всегда оказывали на меня мощное влияние. Как будто бы я всегда оглядывалась на них и думала, а что они скажут? Как они это оценят? Потому что пока я жила с родителями до семнадцати лет, я всегда должна была отчитываться о том, что я делаю, почему я так делаю, а не иначе. И только когда я переехала в Петербург, мне было двадцать четыре года, я почувствовала себя по-настоящему взрослым человеком, отдельным, сепарированным и стала развиваться, превращаться в самостоятельную личность. Я переосмысляла все цели, чего я хочу по-настоящему, не что я должна, а именно, что я хочу.
Когда начали понимать, что это все-таки не ваше?
Когда я приехала в Петербург. Атмосфера творчества и свободы — вот, что я искала по-настоящему. В Петербурге я словно обнулилась. Я точно знала, к какой жизни возвращаться не хочу, но что мне по-настоящему нужно еще не осознавала. Я видела возможности для себя и бралась за что-то новое снова и снова. Я продолжила работу фотографом, я увлекаюсь фото с ранних лет ещё с Новосибирска. Позже я пришла к созданию видеокурсов по собственному сценарию. Именно создание визуала приносило мне удовольствие и хороший заработок. Я создала сайт и запустила небольшой digital проект, главным профилем было создание фото и видео контента для экспертов. У меня появились клиенты по всему миру. Все мои навыки и мысли уже складывались в нужном векторе — я хотела заниматься режиссурой.
Когда созрели к идее поступления на режиссуру? Вы обращались к своей интуиции?
Я всю свою сознательную жизнь я была в поиске дела души, и путь этот был извилистый. Сначала программирование, бизнес-аналитика, потом фотография, организация мероприятий, моделинг, потом пробы своего бизнеса — фотостудия, бутик одежды, диджитал проекты, потом декрет и онлайн школа с десятками курсов.
Но в 35 лет я обнаружила, что совершенно растворилась в семье, ребенке, и все что у меня есть — дом, семья, родители рядом, муж, сын, это все большое счастье, но при этом внутри я была опустошена. Тогда я еще не умела слушать свою интуицию. Решение пойти учиться режиссуре, было действительно, как глоток свежего воздуха. Когда я обрела свое призвание, я словно наладила канал связи со своей душой и интуиция стала занимать важное место в моей жизни, я научилась ее слышать и признавать, следовать. Я выбрала школу при Ленфильме и поступила на высшие режиссерские курсы режиссеров и сценаристов. Кстати, в моей семье это было очень негативно воспринято. По началу, никто не предавал моему увлечению значения. Я же мать. А почему я не дома? Особенно сложно было в те моменты, когда ребенок заболевал и оказывалось, что никто кроме меня, как будто бы, я делаю акцент, не может помочь.
Расскажите о вашей семье, о роли материнства и влиянии на вашу работу? Интегрируете ли вы свой личный опыт в сценарии и свои киноленты?
Я не представляю свою жизнь без семьи — это основа, это бесконечный источник любви, но в то же время здесь колоссальная работа над выстраиванием отношений, важно найти компромисс между брать и давать, чтобы оставаться счастливой и наполненной. У Алёны, главной героини, есть ценность семьи, но в то же время ей важна самореализация. И она разрывается между тем, чтобы быть хорошей женой и мамой и тем, что у нее самой тоже есть мечты, желания, а она их не воплощает и все ждёт, когда сын вырастет, а время идет. В этом у нас с ней много общего. Когда сын был маленький, мне было очень сложно быть только в роли жены и мамы, я всегда искала, чем мне заняться для души. Но на этом сходство с историей Алены заканчивается. Сценарий — это компиляция разных смыслов, разных историй, там настолько все причудливо переплетается, что уже сложно отделить, что там реальность, а что вымысел. Кроме того, для сценария «Унция жизни» я брала интервью у разных женщин. Безусловно, я как сценарист веду общую мысль да, я хочу заложить определенный посыл, фокус внимания, сделать акценты, но говорить о том, что сценарий это про меня и про мою жизнь, конечно же, нет. Сто процентов нет. Это скорее собирательный образ разных ситуаций, разных персонажей, которые я объединяю общим посланием.
Вашему сыну 9 лет, как он относится к тому, что вы режиссёр и вас не бывает дома 24/7? Как вы режиссируете свою семейную жизнь?
Он достаточно самостоятельный парень и он никогда не был «маменькиным сыночком», который держался бы за юбку и не отпускал маму никуда. Когда сыну исполнился год, я впервые уехала на пять дней. Я регулярно практиковала такие поездки, уезжала на неделю, на две, или бывало, он на даче с родителями живет, я в городе. Поэтому у меня сын, привыкший к тому, что я не всегда сто процентов рядом. Я убеждена, что он чувствует и знает, что он важен, что он любим, что он ценен. И я чувствую эту связь, она у нас есть, даже если мы физически сейчас не вместе. Мне нравится, что у нас именно так в семье все устроено, поэтому, когда у меня были съемки фильма «Унция жизни», а это 25 смен, 2 месяца, то, конечно, мы с сыном виделись редко. Помню, как мы снимали на даче, и сын был тоже тогда на даче, было забавно с ним вот так встретиться буквально, в промежутках, в перерывах я его потискала. У сына действительно большая своя активная насыщенная жизнь и да, он скучает, но позволяет мне делать свои дела так же, как и я позволяю ему делать свои дела. Моя работа уже получает признание, поэтому и близкие чувствуют это.
Он достаточно самостоятельный парень и он никогда не был «маменькиным сыночком», который держался бы за юбку и не отпускал маму никуда. Когда сыну исполнился год, я впервые уехала на пять дней. Я регулярно практиковала такие поездки, уезжала на неделю, на две, или бывало, он на даче с родителями живет, я в городе. Поэтому у меня сын, привыкший к тому, что я не всегда сто процентов рядом. Я убеждена, что он чувствует и знает, что он важен, что он любим, что он ценен. И я чувствую эту связь, она у нас есть, даже если мы физически сейчас не вместе. Мне нравится, что у нас именно так в семье все устроено, поэтому, когда у меня были съемки фильма «Унция жизни», а это 25 смен, 2 месяца, то, конечно, мы с сыном виделись редко. Помню, как мы снимали на даче, и сын был тоже тогда на даче, было забавно с ним вот так встретиться буквально, в промежутках, в перерывах я его потискала. У сына действительно большая своя активная насыщенная жизнь и да, он скучает, но позволяет мне делать свои дела так же, как и я позволяю ему делать свои дела. Моя работа уже получает признание, поэтому и близкие чувствуют это.
Расскажите о своём дебюте. Фильм «Унция жизни» совсем скоро смогут посмотреть тысячи зрителей. Что эта работа означает для вас, и почему вы советуете посмотреть её нам?
«Унция жизни» — это уникальный фильм, я определила этот жанр как кино-медитация. Он позволяет человеку, прежде всего, замедлиться и подумать о своем. Это тот редкий случай, когда ничего не навязывают, когда ты получаешь пространство свободное и можешь наслаждаться визуальным рядом и отдыхать. Я намеренно сделала фильм черно-белым, я намеренно убирала лишние детали, чтобы мозг не перегружался информацией. Я сделала фильм, где много воздуха, много пространства для собственных мыслей зрителя. В фильме совершенно чудесная душевная музыка, атмосферная, потрясающая игра света и тени и все это вместе погружает зрителя действительно в медитацию. В фильме «Унция жизни» поднимаются очень важные темы ролей женщины и мужчины, ожиданий общества от того, какой должна быть нормальная женщина. Наша героиня, Алена, чувствует себя неполноценной, находясь только в роли жены и мамы. Ей нужно больше. Она художник. И художник здесь как метафора. Это человек, который жаждет реализации, который хочет оставить свой след, который хочет проявляться. Героиня ищет баланс между тем, чтобы сохранить семью, семейные ценности быть хорошей женой и мамой, но при этом не забывать про себя и про свои настоящие желания, свое счастье, а чувствует она себя в полной мере счастливой только тогда, когда творит, когда реализовывает свой потенциал. Героиня верная и любящая женщина, но при этом в фантазиях она позволяет себе поцелуй с молодым парнем, партнером по работе и это тоже про грани допустимого и про исследование сексуальности. Почему возникает эта фантазия? Почему секс в семье становится более бытовым? Почему исчезает радость из отношений? На все эти вопросы можно ответить, если честно заглянуть в себя. Фильм подведёт зрителя к ответу.
«Унция жизни» — это уникальный фильм, я определила этот жанр как кино-медитация. Он позволяет человеку, прежде всего, замедлиться и подумать о своем. Это тот редкий случай, когда ничего не навязывают, когда ты получаешь пространство свободное и можешь наслаждаться визуальным рядом и отдыхать. Я намеренно сделала фильм черно-белым, я намеренно убирала лишние детали, чтобы мозг не перегружался информацией. Я сделала фильм, где много воздуха, много пространства для собственных мыслей зрителя. В фильме совершенно чудесная душевная музыка, атмосферная, потрясающая игра света и тени и все это вместе погружает зрителя действительно в медитацию. В фильме «Унция жизни» поднимаются очень важные темы ролей женщины и мужчины, ожиданий общества от того, какой должна быть нормальная женщина. Наша героиня, Алена, чувствует себя неполноценной, находясь только в роли жены и мамы. Ей нужно больше. Она художник. И художник здесь как метафора. Это человек, который жаждет реализации, который хочет оставить свой след, который хочет проявляться. Героиня ищет баланс между тем, чтобы сохранить семью, семейные ценности быть хорошей женой и мамой, но при этом не забывать про себя и про свои настоящие желания, свое счастье, а чувствует она себя в полной мере счастливой только тогда, когда творит, когда реализовывает свой потенциал. Героиня верная и любящая женщина, но при этом в фантазиях она позволяет себе поцелуй с молодым парнем, партнером по работе и это тоже про грани допустимого и про исследование сексуальности. Почему возникает эта фантазия? Почему секс в семье становится более бытовым? Почему исчезает радость из отношений? На все эти вопросы можно ответить, если честно заглянуть в себя. Фильм подведёт зрителя к ответу.