ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ОБЗОРЫ

Режиссура материнства

Елена Елагина#nbsp;— российский кинорежиссёр, финалистка и#nbsp;участница Международных кинофестивалей, киноблогер и#nbsp;мама. Успешная карьера в#nbsp;крупных компаниях, высокий доход, ребёнок и#nbsp;замужество#nbsp;— всё это идеальная жизнь. Но#nbsp;между успехом и#nbsp;настоящим счастьем может быть пропасть. Как суровая закалка сибирским холодом и#nbsp;воспитание собственных чувств помогли найти свой путь, расскажем в#nbsp;интервью с#nbsp;режиссёром Еленой Елагиной.

Елена, первое ваше образование не#nbsp;имеет отношения к#nbsp;кино. Расскажите, почему выбрали экономический факультет Новосибирского университета?

Во#nbsp;многом этот выбор был сделан за#nbsp;меня моими родителями. На#nbsp;тот момент я#nbsp;не#nbsp;могла четко сказать, кем я#nbsp;хочу быть. Направления, которые меня привлекали, были скорее творческие, художественные, танцевальные и#nbsp;я#nbsp;понимала, что как будто#nbsp;бы это не#nbsp;даст мне надежную основу, опору и#nbsp;финансовую независимость. Сейчас я#nbsp;понимаю, что это было навязано общественным мнением. Считалось, что нужно выбирать серьезную солидную, основательную профессию. И#nbsp;вот, экономист-информатик как раз таковой и#nbsp;являлась.

Потом вы#nbsp;даже поработали на#nbsp;авиастроительном заводе. Кем? И#nbsp;почему вы#nbsp;выбирали такую брутальную деятельность?

Первая моя работа по#nbsp;специальности началась на#nbsp;четвертом курсе, и#nbsp;я#nbsp;очень гордилась, что я#nbsp;была одним из#nbsp;немногих студентов. Нас было трое на#nbsp;курсе, кто начал работать по#nbsp;специальности во#nbsp;время учёбы. Мною двигала жажда поскорее начать зарабатывать деньги и#nbsp;обрести полную независимость. В#nbsp;целом да, это звучит, конечно, очень брутально, авиастроительный завод имени Чкалова. Но#nbsp;по#nbsp;факту я#nbsp;работала в#nbsp;IT подразделении, то#nbsp;есть я#nbsp;не#nbsp;работала непосредственно в#nbsp;цеху. В#nbsp;мои задачи входило написание программных кодов для ведения базы данных по#nbsp;компьютерным мощностям завода, также я#nbsp;разрабатывала свое собственное приложение с#nbsp;интерфейсом для пользователей, обрабатывала запросы, если что-то ломалось в#nbsp;базе данных, чинила, правила код. Спасибо этому опыту. Уже тогда я#nbsp;напугалась работе по#nbsp;найму, потому что видела на#nbsp;заводе в#nbsp;отделе людей, которые проработали 40 лет на#nbsp;этом месте, и#nbsp;каждый день одно и#nbsp;то#nbsp;же, это страшно. В#nbsp;моем случае, я#nbsp;понимала, это временно. Но#nbsp;я#nbsp;помню безжизненные, потухшие глаза этих людей.

Влияли на#nbsp;ваш выбор родители?

Я#nbsp;думаю, что до#nbsp;моего переезда в#nbsp;Петербург мое сознание по#nbsp;большей части было заполнено рассуждениями от#nbsp;родителей. Мы#nbsp;как будто#nbsp;бы всегда были в#nbsp;такой тесной сцепке, и#nbsp;они всегда оказывали на#nbsp;меня мощное влияние. Как будто#nbsp;бы я#nbsp;всегда оглядывалась на#nbsp;них и#nbsp;думала, а#nbsp;что они скажут? Как они это оценят? Потому что пока я#nbsp;жила с#nbsp;родителями до#nbsp;семнадцати лет, я#nbsp;всегда должна была отчитываться о#nbsp;том, что я#nbsp;делаю, почему я#nbsp;так делаю, а#nbsp;не#nbsp;иначе. И#nbsp;только когда я#nbsp;переехала в#nbsp;Петербург, мне было двадцать четыре года, я#nbsp;почувствовала себя по-настоящему взрослым человеком, отдельным, сепарированным и#nbsp;стала развиваться, превращаться в#nbsp;самостоятельную личность. Я#nbsp;переосмысляла все цели, чего я#nbsp;хочу по-настоящему, не#nbsp;что я#nbsp;должна, а#nbsp;именно, что я#nbsp;хочу.

Когда начали понимать, что это все-таки не#nbsp;ваше?

Когда я#nbsp;приехала в#nbsp;Петербург. Атмосфера творчества и#nbsp;свободы#nbsp;— вот, что я#nbsp;искала по-настоящему. В#nbsp;Петербурге я#nbsp;словно обнулилась. Я#nbsp;точно знала, к#nbsp;какой жизни возвращаться не#nbsp;хочу, но#nbsp;что мне по-настоящему нужно еще не#nbsp;осознавала. Я#nbsp;видела возможности для себя и#nbsp;бралась за#nbsp;что-то новое снова и#nbsp;снова. Я#nbsp;продолжила работу фотографом, я#nbsp;увлекаюсь фото с#nbsp;ранних лет ещё с#nbsp;Новосибирска. Позже я#nbsp;пришла к#nbsp;созданию видеокурсов по#nbsp;собственному сценарию. Именно создание визуала приносило мне удовольствие и#nbsp;хороший заработок. Я#nbsp;создала сайт и#nbsp;запустила небольшой digital проект, главным профилем было создание фото и#nbsp;видео контента для экспертов. У#nbsp;меня появились клиенты по#nbsp;всему миру. Все мои навыки и#nbsp;мысли уже складывались в#nbsp;нужном векторе#nbsp;— я#nbsp;хотела заниматься режиссурой.

Когда созрели к#nbsp;идее поступления на#nbsp;режиссуру? Вы#nbsp;обращались к#nbsp;своей интуиции?

Я#nbsp;всю свою сознательную жизнь я#nbsp;была в#nbsp;поиске дела души, и#nbsp;путь этот был извилистый. Сначала программирование, бизнес-аналитика, потом фотография, организация мероприятий, моделинг, потом пробы своего бизнеса#nbsp;— фотостудия, бутик одежды, диджитал проекты, потом декрет и#nbsp;онлайн школа с#nbsp;десятками курсов.

Но#nbsp;в#nbsp;35 лет я#nbsp;обнаружила, что совершенно растворилась в#nbsp;семье, ребенке, и#nbsp;все что у#nbsp;меня есть#nbsp;— дом, семья, родители рядом, муж, сын, это все большое счастье, но#nbsp;при этом внутри я#nbsp;была опустошена. Тогда я#nbsp;еще не#nbsp;умела слушать свою интуицию. Решение пойти учиться режиссуре, было действительно, как глоток свежего воздуха. Когда я#nbsp;обрела свое призвание, я#nbsp;словно наладила канал связи со#nbsp;своей душой и#nbsp;интуиция стала занимать важное место в#nbsp;моей жизни, я#nbsp;научилась ее#nbsp;слышать и#nbsp;признавать, следовать. Я#nbsp;выбрала школу при Ленфильме и#nbsp;поступила на#nbsp;высшие режиссерские курсы режиссеров и#nbsp;сценаристов. Кстати, в#nbsp;моей семье это было очень негативно воспринято. По#nbsp;началу, никто не#nbsp;предавал моему увлечению значения. Я#nbsp;же#nbsp;мать. А#nbsp;почему я#nbsp;не#nbsp;дома? Особенно сложно было в#nbsp;те#nbsp;моменты, когда ребенок заболевал и#nbsp;оказывалось, что никто кроме меня, как будто#nbsp;бы, я#nbsp;делаю акцент, не#nbsp;может помочь.

Расскажите о#nbsp;вашей семье, о#nbsp;роли материнства и#nbsp;влиянии на#nbsp;вашу работу? Интегрируете#nbsp;ли вы#nbsp;свой личный опыт в#nbsp;сценарии и#nbsp;свои киноленты?

Я#nbsp;не#nbsp;представляю свою жизнь без семьи#nbsp;— это основа, это бесконечный источник любви, но#nbsp;в#nbsp;то#nbsp;же время здесь колоссальная работа над выстраиванием отношений, важно найти компромисс между брать и#nbsp;давать, чтобы оставаться счастливой и#nbsp;наполненной. У#nbsp;Алёны, главной героини, есть ценность семьи, но#nbsp;в#nbsp;то#nbsp;же время ей#nbsp;важна самореализация. И#nbsp;она разрывается между тем, чтобы быть хорошей женой и#nbsp;мамой и#nbsp;тем, что у#nbsp;нее самой тоже есть мечты, желания, а#nbsp;она их#nbsp;не#nbsp;воплощает и#nbsp;все ждёт, когда сын вырастет, а#nbsp;время идет. В#nbsp;этом у#nbsp;нас с#nbsp;ней много общего. Когда сын был маленький, мне было очень сложно быть только в#nbsp;роли жены и#nbsp;мамы, я#nbsp;всегда искала, чем мне заняться для души. Но#nbsp;на#nbsp;этом сходство с#nbsp;историей Алены заканчивается. Сценарий#nbsp;— это компиляция разных смыслов, разных историй, там настолько все причудливо переплетается, что уже сложно отделить, что там реальность, а#nbsp;что вымысел. Кроме того, для сценария «Унция жизни» я#nbsp;брала интервью у#nbsp;разных женщин. Безусловно, я#nbsp;как сценарист веду общую мысль да, я#nbsp;хочу заложить определенный посыл, фокус внимания, сделать акценты, но#nbsp;говорить о#nbsp;том, что сценарий это про меня и#nbsp;про мою жизнь, конечно#nbsp;же, нет. Сто процентов нет. Это скорее собирательный образ разных ситуаций, разных персонажей, которые я#nbsp;объединяю общим посланием.
Вашему сыну 9 лет, как он относится к тому, что вы режиссёр и вас не бывает дома 24/7? Как вы режиссируете свою семейную жизнь?

Он достаточно самостоятельный парень и он никогда не был «маменькиным сыночком», который держался бы за юбку и не отпускал маму никуда. Когда сыну исполнился год, я впервые уехала на пять дней. Я регулярно практиковала такие поездки, уезжала на неделю, на две, или бывало, он на даче с родителями живет, я в городе. Поэтому у меня сын, привыкший к тому, что я не всегда сто процентов рядом. Я убеждена, что он чувствует и знает, что он важен, что он любим, что он ценен. И я чувствую эту связь, она у нас есть, даже если мы физически сейчас не вместе. Мне нравится, что у нас именно так в семье все устроено, поэтому, когда у меня были съемки фильма «Унция жизни», а это 25 смен, 2 месяца, то, конечно, мы с сыном виделись редко. Помню, как мы снимали на даче, и сын был тоже тогда на даче, было забавно с ним вот так встретиться буквально, в промежутках, в перерывах я его потискала. У сына действительно большая своя активная насыщенная жизнь и да, он скучает, но позволяет мне делать свои дела так же, как и я позволяю ему делать свои дела. Моя работа уже получает признание, поэтому и близкие чувствуют это.

Расскажите о своём дебюте. Фильм «Унция жизни» совсем скоро смогут посмотреть тысячи зрителей. Что эта работа означает для вас, и почему вы советуете посмотреть её нам?

«Унция жизни» — это уникальный фильм, я определила этот жанр как кино-медитация. Он позволяет человеку, прежде всего, замедлиться и подумать о своем. Это тот редкий случай, когда ничего не навязывают, когда ты получаешь пространство свободное и можешь наслаждаться визуальным рядом и отдыхать. Я намеренно сделала фильм черно-белым, я намеренно убирала лишние детали, чтобы мозг не перегружался информацией. Я сделала фильм, где много воздуха, много пространства для собственных мыслей зрителя. В фильме совершенно чудесная душевная музыка, атмосферная, потрясающая игра света и тени и все это вместе погружает зрителя действительно в медитацию. В фильме «Унция жизни» поднимаются очень важные темы ролей женщины и мужчины, ожиданий общества от того, какой должна быть нормальная женщина. Наша героиня, Алена, чувствует себя неполноценной, находясь только в роли жены и мамы. Ей нужно больше. Она художник. И художник здесь как метафора. Это человек, который жаждет реализации, который хочет оставить свой след, который хочет проявляться. Героиня ищет баланс между тем, чтобы сохранить семью, семейные ценности быть хорошей женой и мамой, но при этом не забывать про себя и про свои настоящие желания, свое счастье, а чувствует она себя в полной мере счастливой только тогда, когда творит, когда реализовывает свой потенциал. Героиня верная и любящая женщина, но при этом в фантазиях она позволяет себе поцелуй с молодым парнем, партнером по работе и это тоже про грани допустимого и про исследование сексуальности. Почему возникает эта фантазия? Почему секс в семье становится более бытовым? Почему исчезает радость из отношений? На все эти вопросы можно ответить, если честно заглянуть в себя. Фильм подведёт зрителя к ответу.
2024-04-27 21:43 Обзоры Материнство