Современный мир таков, что внешняя среда и информационное поле погружают человека в непростое эмоциональное состояние: стресс, тревогу, страх. В этом состоянии сложно быть спокойным, рассудительным родителем, который является для своего ребенка опорой и создает чувство защищенности. Мы спросили арт-терапевта Елену Бурьевую о том, как она справляется с таким состоянием и как помочь себе, чтобы не скатиться в зону “Страха”, поддержать себя и ребенка. В статье вы найдете много поддерживающих арт-практик. Возможно, вам будет полезен материал, который мы готовили с Еленой, где обсуждали, как вернуть баланс и любовь к себе.
Елена, есть силы продолжать поддерживать женщин?
Конечно же, в кризисные ситуациях, я прежде всего специалист, поддерживающей специальности. У каждого из нас во время изменений вокруг есть возможность выбрать, в какой зоне находиться: в зоне страха, в зоне обучения или в зоне роста. Для зоны “Страха” характерны следующие действия:
мы покупаем товары первой необходимости, лекарства в чрезмерных количествах
распространяем вокруг себя эмоции страха и тревоги
часто жалуемся
легко раздражаемся
подвержены чужому мнению
Выбирая зону “Обучения”, мы:
начинаем отпускать то, что не можем контролировать
перестаем хаотично поглощать все, что вредит нашему здоровью, от еды до новостей
мы можем распознавать свои эмоции
мы в курсе происходящего и думаем о дальнейших наших действиях в сложившейся ситуации
мы фильтруем и проверяем информацию
мы осознаем, что все стараются делать все возможное
В зоне “Роста” мы:
думаем о других и о том, как можем им помочь
делаем свои навыки доступными для тех, кто в них нуждается
живем настоящим и фокусируемся на будущем
мы становимся внимательными и чуткими к себе и к окружающим
мы испытываем благодарность и признательность к окружающим
мы сохраняем оптимистический настрой и транслируем надежду
ищем способ адаптироваться к изменениям
практикуемся в спокойствии, терпении, отношениях и креативности
Как выходить из ступора и продолжать делать свое дело, что помогает вам?
Важно понимать что беспокойство и тревога забирают у нас энергию из жизни здесь и сейчас, мы словно замираем и прекращаем жить. Прекращаем мечтать и строить планы, мы даже не замечаем, как проходят наши дни. Есть прекрасная арт-практика «зона моего контроля» которая снижает тревогу и возвращает в здесь и сейчас. Необходимо обвести свои ладошку и внутри ладошки написать, то что вы можете контролировать (выбор одежды, слов, действия, что поесть и др.), а вне ладошки написать, то что вы не можете контролировать (погоду, мысли других людей , действия и др.). Таким образом вы можете сфокусироваться на том, что можете контролировать и отпустить то, что не подвластно вашему контролю.
Как ваше состояние сказывается на коммуникации с детьми сейчас?
Я прорабатываю свои эмоции и переживаниях на личной терапии, супервизии, игровизии, потому что мое состояние не должно как-то мешать моей работе с моими маленькими клиентами-детьми.
Как помочь себе, когда чувствуешь бессилие, тревогу, страх, отчаяние беспокойство?
Беспокоиться и тревожиться - это нормально! Но если беспокойства чрезмерно много, это будет мешать жить и будет эмоционально истощать. Зона ответственности взрослого человека - следить за своим психоэмоциональным состоянием.
Постарайтесь соблюдать режим дня: нормализуйте сон и питание.
Дайте своему телу физическую нагрузку, она поможет выбросить лишний адреналин и расслабить мышцы, а следовательно — избавиться от эмоциональных зажимов в теле.
Займите себя делом, делайте что-то, переключайтесь с мыслей на действие: для этого подойдет шарик су-джок (массировать в руках), опустить руки в воду и мыть посуду, пересаживать цветок, мять фольгу, пластилин.
Выделите время для тревоги. Плачьте.
Составьте план на завтра, на неделю, на месяц.
Создавайте пространство. Уборка в квартире, шкафах, разбор документов, фотографий, игрушек - все это будет помогать вам стабилизировать эмоциональный фон. Вы не можете изменить то, что происходит где-то, но вы можете навести порядок у себя дома и это будет вашим островком безопасности и спокойствия, которое так необходимо.
Так же справится с тревогой и страхом поможет техника “Здесь и сейчас”:
Перечислите 5 вещей, которые вы видите
Перечислите 4 вещи, которые вы слышите
Перечислите 3 вещи, к которым вы прикасаетесь
Перечислите 2 запаха, которые вы ощущаете
Перечислите 1 вкус, который вы ощущаете
Как не навредить ребенку, если родители сильно вовлечены в повестку?
Помните, что ваше состояние напрямую передается детям, проговаривайте свои эмоции и старайтесь сохранять мир в семье - это важно. Отвечайте на вопросы ребенка по мере их поступления, не вдаваясь в подробность, максимально доступными словами. Оградите ребенка от нежелательного контента. Держите в голове мысль, что взрослые должны быть опорой ребенку и создавать безопасное пространство “Мы знаем, что делать”.
Как уберечь детей от того информационного потока, который сейчас везде и всюду: в кафе, школе, на площадке, в гостях?
Уберечь можно только если вы ребенка «вытащите» из социума (что я очень НЕ рекомендую делать). Важно понимать, что ребенок может справится с любой информацией и ситуацией, если рядом с ним есть родители, которые создают ему безопасное пространство для проживания эмоций и дают ощущение нужности, важности, защищенности.
Как помочь ребенку, если у него появилась тревога и страх?
Соблюдайте режим дня, обеспечьте ребенка физической нагрузкой. Стоит уменьшить время, проведенное за гаджетами и телевизором, больше обнимайте ребенка, читайте любимые книжки, играйте. Очень хорошо поиграть с песком, землей - это способ снижения внутреннего напряжения, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Существуют арт-практики, которые помогут снизить тревогу и страх не только детям, но и взрослым: Арт-практика “Картина в рамке”
Задача: поместить все свои эмоции и чувства в рамку. Эта арт-практика позволит чувствовать себя в безопасности и защищенности. Материал: лист бумаги, материалы для рисования.
Нарисуйте прямоугольник, контуры превратите в рамку, рамка должна придавать ощущение спокойствия и безопасности.
Внутри рамки нарисуйте тревогу, страх, сильные эмоции.
Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы: какие чувства она вызывает, что сейчас происходит с чувством тревоги? Какие чувства вызывает рамка, что в ней есть такого мощного, что помогает удерживать страх тревогу?
Арт-практика “16 листов”
Задача: довериться рукам и 16 раз прорисовать свою тревогу и страх. Материалы: гуашь черного цвета, 16 листов бумаги А4.
Рисуйте на каждом листе свой страх, свою тревогу, свои опасения, те сильные эмоции, которые вы сейчас не можете принять, прожить. Проговаривайте чего вы боитесь. И так прорабатывайте один страх все 16 листов.
Суть техники: вытащить из себя сильные эмоции. Уже на 5-6 листе вы заметите, что рисунок будет другой.
Практика “Мое текущее и желаемое состояние”
Материал: 3 листа А4, скотч, цветные мелки, карандаши, ножницы. Вопросы для рефлексии: что вы нарисовали? Вам нравится то, что вы нарисовали? Что именно нравится? Что не нравится? Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на рисунок?
Нарисуйте на первом листе свое настроение здесь и сейчас. Важно рисовать спонтанно, не задумываясь. Задайте себе вопросы для рефлексии.
На втором листе нарисуйте свое настроение, когда вам легко, хорошо, радостно, спокойно и безопасно. Задайте себе вопросы для рефлексии. Прислушайтесь к своим ощущениям в теле.
Теперь необходимо между первым и вторым рисунком расположить лист, на котором необходимо нарисовать плавный переход с первого рисунка ко второму так, чтобы получилась законченная композиция. Можно раскрашивать и дорисовывать, нельзя вырезать, отрывать, выкидывать части.
Задайте себе вопросы: нравится ли вам то что получилось, что произошло на картине, какие шаги и действия в реальной жизни помогут вам перейти из одного состояния в другое? Дайте название своей композиции.