Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ШКОЛЬНИКИ

Индивидуальная образовательная траектория: ребенок как заказчик обучения

Фото @rawpixel.com

Персонализация обучения ― самый заметный тренд в образовании. Привычная школьная система не успевает за реалиями современного мира. Она нацелена на то, чтобы вложить в детские головы как можно больше стандартизированных знаний и научить школьников следовать инструкциям. Но миру сегодня больше требуются инициативные люди, способные решать нестандартные проблемы. И для того, чтобы их вырастить, к обучению нужно подходить иначе.
Вместе с академическим руководителем онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Ольгой Лаврентьевой разбираемся, что такое индивидуальный образовательный трек и как его выстроить для ребенка.



Что такое персонализация образования и почему актуальна сейчас?

Когда мы слышим слова “персонализированное обучение”, мы тут же представляем учителя, который сидит рядом с учеником и терпеливо объясняет ему урок. Но персонализация ― это нечто совсем другое.

Персонализированный подход направлен на всестороннее развитие личности школьника и учитывает не только его академические таланты, но и социальные и эмоциональные особенности, личный опыт и цели. Эта модель дает возможность изменять учебный процесс под каждого конкретного ребенка. А ученик, в свою очередь, становится главным действующим лицом всего образовательного процесса ― его потребности и устремления выходят на первый план. 

Что это значит на практике? 

  • Учеба должна быть увлекательной, ведь основная мотивация при таком подходе ― интерес, а не страх наказания. В персонализированном обучении все материалы ― актуальные и современные, ученик понимает, зачем ему нужны знания и как он может использовать их в своей жизни.
  • Ученик активно участвует в создании собственной учебной программы. Он не пассивно потребляет знания, а сам учится искать и обрабатывать информацию, творчески подходит к ее использованию. Дети получают гораздо больше ответственности и автономности: персонализированное обучение предполагает много самостоятельной работы и углубленное изучение того, что особенно интересно.
  • Упор на развитие межпредметных навыков. В особенности ― тех, которые в будущем помогут достичь успехов в вузе и на работе: умению работать с информацией, тайм-менеджменту, ответственности. Другими словами, детям не просто дают материал ― их обучают учиться. И это крайне важно, поскольку для нынешнего поколения обучение не закончится с получением диплома: во всех сферах новые технологии появляются так быстро, что людям придется постоянно осваивать их. 
  • Преподаватель перестает быть просто ретранслятором знаний и превращается в наставника, который направляет ребенка в учебе, помогает ему ставить целим и достигать их. Он не зачитывает абзац из учебника, а помогает разобраться в сложных темах и объясняет, зачем это учить, как применять и куда двигаться дальше.

Почему в школе не хватает персонализации? 

Было бы ошибкой считать, что школа не считает каждого ребенка уникальным и особенным, не заботится о гибких навыках и не хочет вырастить из школьников инициативных взрослых. На уровне ФГОС персональный подход заложен, но реализовать его на практике очень трудно. 

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.
ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.
ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования. Источник

Хотя бы потому, что преподаватель в школе перегружен бюрократией и рутинной работой. Учителя российских школ каждый день тратят 3-4 часа на заполнение разнообразных отчетов. Такая бюрократическая нагрузка просто не оставляет им времени на качественную подготовку к урокам и поиск подхода к каждому из своих учеников. Да и сама организация работы в классе не дает возможности работать над персональными образовательными траекториями: урок длится 40 минут, а в кабинете сидит 30 детей. И в такой ситуации учителю важно, чтобы все они запомнили хоть что-то из программы. 

Все эти проблемы можно преодолеть ― и опыт онлайн-школ доказывает это. Например, системы автоматической генерации и проверки домашних заданий уже существуют, успешно работают и освобождают учителям несколько часов в день. Это время можно потратить на вещи поважнее ― адаптацию программы для конкретных учеников или менторскую помощь тем, кому нужна мотивация.

Кроме того, дистанция между учителем и методистом, разработавшим программу, в онлайн-школах намного меньше, чем в оффлайне. Любой преподаватель может обратиться к автору методики и задать свой вопрос. В обычной школе это невозможно ― мало кто из учителей когда-либо получал возможность поговорить с автором учебника или с министром образования.

Фото @freepik

Как создать персональный образовательный трек: пример Skysmart 

В любом классе все дети будут разными. Одни все схватывают на лету, другим нужно несколько раз вчитаться в текст. Одни хорошо усваивают материал, рассматривая наглядные пособия, другие предпочитают слушать объяснения, третьим необходима практика. Различается и мотивация: есть дети, которым нужна постоянная похвала, а есть такие, кто равнодушен к комплиментам, но будет стараться пройти до конца уровень, как в компьютерной игре. Особенности обучения зависят от воспитания, опыта, окружения, культурного кода. Поэтому нельзя ожидать, что при стандартизированном обучении все школьники будут показывать совершенно одинаковые результаты. 

Образовательная модель онлайн-школы для детей и подростков Skysmart строится на персонализированном подходе. И она во многом перекликается с ФГОС. Разница с традиционной школой состоит в том, что при индивидуальном подходе к каждому ученику все эти прекрасные педагогические принципы действительно можно реализовать. 

Оценка прогресса
Самое важное в  индивидуализации — то, что она позволяет каждому ребенку достичь своей цели. А раз цели у всех разные, то и путь к ним тоже будет различаться. Сегодня во многих учебных заведениях всех детей продолжают мерить одной линейкой. Но это в скором времени должно измениться ―  для достижения индивидуальных целей оценивать прогресс тоже нужно индивидуально и в режиме реального времени. Это позволило бы вовремя менять программу под ученика. 

В Skysmart знания примерно так и оцениваются. Например, при обучении английскому здесь используют шкалу, которая делит весь путь от А1 до С2 на 90 этапов. Причем внутри этих этапов прогресс разделен на навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. А каждый навык, в свою очередь, состоит из совсем мелких микронавыков – например, в аудировании есть скилл "Может услышать цифры в объявлении отправления поезда". Этих маленьких навыков более 1200. И в каждом слайде в каждого урока английского Skysmart отмечено, какой именно навык этот слайд должен закрепить. Таким образом прогресс можно отслеживать детально и вовремя корректировать программу, если какой-то навык отстает.

Гибкая программа
Онлайн-школы быстро реагируют на изменения в мире и адаптируются к ним. Государственной оффлайн-школе это сложнее ― на создание учебника уходит несколько лет, а учебные планы не меняются на протяжении десятилетий. Но частные онлайн-школы имеют возможность оперативно разрабатывать задания на самом актуальном материале, добавлять практические задания, развлекательные и игровые элементы. 

Это поддерживает мотивацию ― ребенок прямо на уроке понимает, что новая тема пригодится ему в реальной жизни, а возможно и прямо сейчас. Он учит английский, чтобы перевести текст песни, и отрабатывает правила русского, чтобы написать грамотный пост в соцсетях. Это помогает избежать вполне типичной ситуации, когда школьник наизусть помнит правила грамматики, но не может поддержать самый простой разговор на иностранном языке. Так школьные предметы превращаются из абстрактного знания в практические и полезные инструменты познания мира. 

Развитие мягких навыков
В будущем гибкие навыки будут важнее конкретных знаний. Знания устаревают, а вот креативность, самостоятельность, критическое мышление, эмоциональный интеллект никогда не потеряют актуальности. Развитые гибкие навыки нужны для того, чтобы выбирать, чему и как учиться, эффективно осваивать информацию, менять свой образовательный трек. 

Поэтому Skysmart уделяет так много внимания их развитию. Это позволяет готовить не школьных отличников, а будущих успешных взрослых, которые не растеряются после школы. Человек, в котором с детства развивали самостоятельность, интерес к учебе и аналитическое мышление, всегда понимает, как себя реализовывать, куда развиваться и что пробовать.
Школьники Подростки