Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ШКОЛЬНИКИ

Что делать, если подросток «качает права»?!

Ребенок не слушается - часами сидит за компьютером и приходит домой позже оговоренного времени, а на все претензии заявляет, что имеет на это полное право. С такой проблемой сталкиваются многие родители. О том, как правильно договариваться и зачем устанавливать правила внутри семьи, рассказывает лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009», победитель конкурса «Лучший директор школы — 2018» III степени, заместитель директора школы «Алгоритм» Дмитрий Поносов.
Что и от кого защищает ребенок

Отстаивая свои права, ребенок защищает свое достоинство. А это весьма многогранное понятие, у которого существует несколько трактовок. Например, есть собственное достоинство. Оно включает в себя то, как мы оцениваем собственное Я.
Есть личное достоинство — как нас оценивают другие. Наконец есть человеческое достоинство — то, которое дано нам от природы. Когда ребенок на просьбу помыть посуду говорит «Я вам не слуга», то он отстаивает собственное представление о себе самом, которое, безусловно, может разниться с нашими — родительскими — ожиданиями, но это никак напрямую не связано с правами человека.

Желание отстоять свои права очень тесно переплетено с осознанием себя как личности. Этот процесс завершается к 12-14 годам: именно в этот период детям присущи юношеский максимализм и намерение делать всё по-своему. Ребенок осознает свою ценность, ему важно признание со стороны взрослых, он хочет быть самостоятельным в принятии решений. У него уже сформировано собственное достоинство, но личного достоинства, признания со стороны общества пока нет.

Для ребенка любой взрослый не только его защита и поддержка, но и главный потенциальный «нарушитель его спокойствия». А поскольку он больше всего взаимодействует с родителями, то и «источником всех бед» становятся именно они. То мама требует помыть посуду вместо нее, то папа запрещает тратить карманные деньги на то, что очень хочется. Заявляя о каком-то своем праве (например, гулять допоздна или купить дорогой смартфон), ребенок тем самым утверждает, что он равен нам — родителям. И мы взрослые, и он взрослый.

Не зря семью называют маленьким государством: здесь у всех — и у родителей, и у детей — есть свои права и обязанности. И наша первостепенная задача состоит в том, чтобы зафиксировать обязательные для выполнения правила. Это поможет договориться с самостоятельной личностью еще на берегу и если не избежать конфликтов с подростком полностью, то, как минимум, снизить их количество.
А теперь — о ключевых принципах хороших правил и о том, как их применить внутри семьи.
1. Правил не должно быть много

Не стоит вводить дома целый свод правил, пытаясь согласовать каждый чих ребенка. Пяти-семи позиций будет вполне достаточно для того, чтобы зафиксировать самые важные моменты, которые касаются учебы, досуга или домашних обязанностей.

2. Правила должны быть понятными и измеряемыми

Правила распространяются только на объективные категории. «Прийти домой не позже 22:00» — хорошее правило, поскольку время есть время. А вот «Уважать маму или папу» — правило, которое является только декларацией, поскольку им мы пытаемся урегулировать морально-этическую норму, которая весьма субъективна.

Еще один пример хорошего правила: «Решение о дорогих покупках (более пяти тысяч рублей) мы принимаем вместе». То есть мама или папа уже не смогут купить ребенку смартфон на свой вкус и без его участия. Зато все покупки, которые входят в ценовой диапазон до пяти тысячи рублей, — это дело ребенка. И мы не вправе его в этом ограничивать, раз уж у нас есть такая договоренность.

3. Правила должны быть выполнимыми

Правило «Быть дома в 22:00» также соответствует этому критерию. Если мы скажем ребенку быть дома не позже полуночи, то у него могут возникнуть трудности с тем, как элементарно добраться до дома.

Не стоит требовать от ребенка невозможного — например, выучить 10 параграфов из учебника разом, поскольку это невыполнимо и ребенок это знает. Если вы установите недостижимые цели, то ребенок даже не захочет их выполнять, поскольку поймет, что все попытки тщетны.

4. За невыполнение правил следуют санкции

Увы, но это тоже необходимая история. Есть известное латинское изречение — «Dura lex, sed lex» (закон суров, но это закон). Он применим и к нашим правилам внутри семьи. Если ребенок не пришел в 22:00 — за этим следуют санкции. Например, ограничение использования компьютера или необходимость мыть посуду за всеми в течение недели.

Нам, родителям, бывает сложно решиться на различные санкции (хочется закрыть на это глаза хотя бы в первый раз), но если их мы не будем последовательны, то все правила бессмысленны.

5. Правила должны быть приняты

Правила можно прописать на бумаге или закрепить в сообщениях в семейном чате. И вы, и ребенок должны их принять — например, элементарно пожать друг другу руки или обняться в знак согласия.

6. Порядок изменения правил должен быть согласован

Дети меняются (и мы вместе с ними), поэтому правила обязательно должны пересматриваться в течение какого-то времени. Однако не стоит делать это слишком часто: оптимальный вариант — раз в полгода. Это значит, что мы вновь садимся за «стол переговоров» и обсуждаем, что хотим изменить.

Зачем учить этому ребенка

Навык грамотного отстаивания своих прав — это очень полезная история. В будущем вашему ребенку придется заявлять о себе придется как на работе, так и в межличностных отношениях.

Примечательно, что во многом это не дети «качают права» — а мы, родители, хотим отстоять свое право влиять на жизнь своего ребенка. Между тем, наша ключевая родительская задача состоит в том, чтобы к 18-20 годам ребенок мог поблагодарить нас за всё, что мы ему дали, и строить свою взрослую самостоятельную жизнь. Чем раньше мы начнем строить партнерские отношения с детьми, тем лучше.

Пусть наши дети смогут сказать, что на каком-то этапе мы им в хорошем смысле больше не нужны, а мы — родители — дадим им возможность и право так говорить. Не с обидой и горечью, а с гордостью за то, какими они выросли.
Школьники