Объяснить, почему у других детей вещи более дорогие – непростая задача для родителей. Часто в этой ситуации мы можем испытывать неприятные чувства от вынужденного сравнения себя с другими, вину, неудовлетворённость своими доходами – и это заставляет нас просто отмахнуться от неудобного вопроса или ответить что-то в духе «вырастешь – поймёшь». А то и вообще - пристыдить ребёнка за то, что ему дорогой телефон подавай!
Однако такой вопрос – отличный повод поговорить с ребёнком о важных вещах, и это непременно следует сделать. Давайте разберёмся, как же правильно ответить на сложный вопрос и при этом не сформировать у ребёнка чувство вины и негативные убеждения о деньгах. Поможет нам в этом Ирина Прокофьева - детский психолог, сказкотерапевт, предприниматель.

Разница в доходах

Начните с тезиса, что у разных семей разные финансовые возможности. Начиная с шести-семи лет ребёнок начинает замечать, что у других детей могут быть разные игрушки, гаджеты или вещи, и начинает сравнивать себя с другими. Расскажите ему о том, отчего зависит уровень дохода (навыки и знания, профессия, опыт работы, самооценка и другие факторы).
От размера дохода зависит и покупательная способность. В теории это понятно, но ещё лучше будет показать это на практике. Отличный способ это сделать – привлечь ребёнка к составлению семейного бюджета.
Для этого лучше собраться всей семьёй, взять лист бумаги (или эксель-таблицу) и написать общий доход семьи. Затем – выписать все расходы, включая накопления на отпуск, страховки и инвестиции, финансовую подушку и всё необходимое. Это упражнение наглядно покажет ребёнку, что суммы, которые вы выделяете на покупки, вполне обоснованы, и лишних денег в бюджете нет.
Если вы вовремя покажете ребёнку, как устроен ваш семейный бюджет, вопрос «почему у других вещи дороже?» может и вовсе не возникнуть. Шесть-семь лет – вполне подходящее время для такой практики.
От размера дохода зависит и покупательная способность. В теории это понятно, но ещё лучше будет показать это на практике. Отличный способ это сделать – привлечь ребёнка к составлению семейного бюджета.
Для этого лучше собраться всей семьёй, взять лист бумаги (или эксель-таблицу) и написать общий доход семьи. Затем – выписать все расходы, включая накопления на отпуск, страховки и инвестиции, финансовую подушку и всё необходимое. Это упражнение наглядно покажет ребёнку, что суммы, которые вы выделяете на покупки, вполне обоснованы, и лишних денег в бюджете нет.
Если вы вовремя покажете ребёнку, как устроен ваш семейный бюджет, вопрос «почему у других вещи дороже?» может и вовсе не возникнуть. Шесть-семь лет – вполне подходящее время для такой практики.
Приоритеты
Следующее, что нужно объяснить – что каждая семья сама принимает решения о том, как тратить свои деньги. Одни предпочитают покупать более дорогие вещи, а другие ставят в приоритет путешествия, обучение или сбережения.
Здесь нужно поговорить о ценностях вашей семьи и о том, почему вы выбираете тратить деньги определённым образом. Например, если вы предпочитаете путешествовать, объясните, как это обогащает жизнь семьи, делает вас ближе и даёт вам больше возможностей для обучения и открытий. Если вы откладываете на образование ребёнка – расскажите, какие это даст ему возможности в будущем.
Здесь нужно поговорить о ценностях вашей семьи и о том, почему вы выбираете тратить деньги определённым образом. Например, если вы предпочитаете путешествовать, объясните, как это обогащает жизнь семьи, делает вас ближе и даёт вам больше возможностей для обучения и открытий. Если вы откладываете на образование ребёнка – расскажите, какие это даст ему возможности в будущем.
Финансовая грамотность

Вопрос «почему у других вещи дороже?» - отличный повод затронуть тему финансовой грамотности. Если вы ещё не занимались обучением финансовой грамотности целенаправленно, самое время объяснить ребёнку принцип бюджетирования и накоплений. Расскажите, как вы принимаете решения о покупках и как управляете семейным бюджетом. Покажите, что, если регулярно откладывать деньги, можно накопить нужную сумму и купить желаемую вещь.
Влияние на отношения

Здесь я хочу обратить ваше внимание на очень важный аспект. Мы живём в мире, где дорогие подарки являются символом любви и внимания (а реклама это искажение активно поддерживает). Не только дети, но и взрослые зачастую измеряют любовь и внимание через стоимость подарков или приобретённых вещей. Если вы слышите от ребёнка вопрос «почему у других вещи дороже?» - возможно, это означает: ты что, меня не любишь?
Очень важно «разлепить» в восприятии ребёнка ваши чувства и ваши финансовые возможности. Объясните, что настоящая любовь и забота проявляются через поддержку, внимание и время, проведённое вместе. Проявляйте внимание через слова и действия, а не через материальные вещи. Покажите, что ваша любовь к ребёнку и покупки ему вещей никак не взаимосвязаны.
Очень важно «разлепить» в восприятии ребёнка ваши чувства и ваши финансовые возможности. Объясните, что настоящая любовь и забота проявляются через поддержку, внимание и время, проведённое вместе. Проявляйте внимание через слова и действия, а не через материальные вещи. Покажите, что ваша любовь к ребёнку и покупки ему вещей никак не взаимосвязаны.
А как же быть с телефоном?
Прежде всего, хочу предостеречь родителей от обесценивания потребности ребёнка иметь модные дорогие вещи или гаджеты. Это особенно касается подростков: они рассматривают вещи как способ самовыражения и утверждения своего социального статуса, символ принадлежности к определённой группе, а в подростковом возрасте это действительно важно.
Мы не станем ближе с ребёнком, не научим его жизни, не укрепим отношения, если будем свысока смотреть на его потребности и желания. Если ребёнок хочет дорогой телефон, а возможности его купить у родителей нет – нужно по крайней мере отнестись с пониманием к его желанию. А может быть – предложить варианты решения.
Мы не станем ближе с ребёнком, не научим его жизни, не укрепим отношения, если будем свысока смотреть на его потребности и желания. Если ребёнок хочет дорогой телефон, а возможности его купить у родителей нет – нужно по крайней мере отнестись с пониманием к его желанию. А может быть – предложить варианты решения.

Так, например, родители могут выделить обычную, комфортную для них сумму, а недостающую часть до дорогой покупки предложить заработать ребёнку. Можно даже предоставить возможность для заработка: это могут быть дела по дому, которые не входят в его обязанности (например, разобрать гараж или балкон, продать старые вещи, покрасить или собрать шкаф и так далее).
Разговор о том, почему у других людей могут быть более дорогие вещи – не досадная необходимость, а прекрасный повод научить ребёнка уважать нематериальные ценности, понимать разнообразие жизненных обстоятельств, а также развивать финансовую грамотность, ответственность и самостоятельность. Важно делать это с чуткостью и открытостью, без осуждения и обвинений, чтобы ребёнок чувствовал поддержку и понимание, а ваши отношения могли стать ещё крепче и ближе.
Разговор о том, почему у других людей могут быть более дорогие вещи – не досадная необходимость, а прекрасный повод научить ребёнка уважать нематериальные ценности, понимать разнообразие жизненных обстоятельств, а также развивать финансовую грамотность, ответственность и самостоятельность. Важно делать это с чуткостью и открытостью, без осуждения и обвинений, чтобы ребёнок чувствовал поддержку и понимание, а ваши отношения могли стать ещё крепче и ближе.