ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ШКОЛЬНИКИ

Как мотивировать ребенка хорошо учиться: советы для родителей

4 шага, которые помогут справиться с трудностями в школе

Сын или дочь плохо учится, не хочет идти в школу или делать домашнее задание — с этими проблемами может столкнуться любой родитель. О том, как помочь ребенку найти мотивацию, рассказывает лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009», победитель конкурса «Лучший директор школы — 2018» III степени, заместитель директора школы «Алгоритм» Дмитрий Поносов.
Что такое мотив и где его искать

Мотивация — это не сама деятельность, а побуждение к ней. Как правило, она возникает с 3-4 лет, когда ребенок начинает осознавать собственное Я и отделять себя от других. А главная задача родителей состоит в том, чтобы сопроводить ребенка на этом пути к самостоятельности.

В начале пути мотивация связана отнюдь не со школой, а с какими-то бытовыми ситуациями. Например, ребенок говорит родителям: «Я сам буду завязывать шнурки». А мама и папа — очень раздраженные и опаздывающие на работу — делают это сами, ведь так быстрее. И тем самым убивают мотивацию к самостоятельной деятельности у ребенка, а потом удивляются, почему он вообще ничего не хочет делать. Не только шнурки завязывать, но и в школу идти.

Есть четыре вида мотивации: она может быть внешней (когда нас жизнь заставляет что-то менять) и внутренней (мы сами этого хотим), положительной и отрицательной. Часто родители сосредотачиваются на внешних положительных стимулах. Например, говорят ребенку: «Будешь хорошо учиться — получишь пятерку, а получишь пятерку — мы тебе телефон новый купим». Но такая мотивация не отвечает на вопрос, зачем самому ребенку быть отличником. Кроме нового смартфона, конечно.

Еще хуже, когда мотивация внешняя отрицательная. Что-то вроде: «Будешь плохо учиться — не сдашь ЕГЭ, а завалишь экзамены — ничего путного из тебя не выйдет». Тогда ребенок начинает бояться и замыкаться в себе. Об устойчивых успехах в обучении в этом случае речи идти не может.

В идеале нужно помогать ребенку сформировать внутреннюю положительную мотивацию. Это, например, когда ребенок ходит в школу, потому что там получает знания в интересной ему области, а также развивается как личность и заводит друзей.

Как понять, что идет не так

В первую очередь необходимо провести ситуационный анализ. За этим сложным словосочетанием скрывается простая практика: нужно понять, что происходит с ребенком в конкретный момент времени, а также учитывать свои — родительские — ожидания от его учебы. Здесь зачастую возникают серьезные противоречия. Например, ребенок хочет стать врачом, а вы уверены, что он будущий дипломат, поэтому заставляете его корпеть над предметами, которые ему не интересны.

Часто дети плохо учатся не потому что не хотят, а потому что не могут. Поэтому нужно постараться как можно объективнее взглянуть на своего ребенка и оценить следующие критерии:

  • знания ребенка (силен ли он в этом предмете);
  • эмоционально-волевые особенности ребенка (усидчивость, внимание и др.);
  • опыт конкретной деятельности (например, ребенку говорят, что надо сделать презентацию, но он не делает, потому что просто не знает как);
  • способность ребенка к рефлексии (умение осознавать то, что происходит, а также подстраиваться под ситуацию).

После ситуационного анализа обратите внимание на 4 шага или тактики. Они выполняются последовательно.

Шаг №1. Защита

Ваша первостепенная задача — создать ребенку настрой на учебу. Он должен быть убежден, что всё получится, а он для вас лучший и самый любимый. Как бы ни шли дела у него в школе.

Здесь необходимо разобраться с внешней средой, которая окружает ребенка. Может, он не хочет в школу из-за конфликта с одноклассниками? Или, может быть, плохо сложились отношения с учителем, поэтому ваш ребенок назло ему не учит уроки? Сходите в школу, поговорите с классным руководителем. Узнайте, насколько комфортна и безопасна внешняя образовательная среда для ребенка.

Если у ребенка тройки — позвоните учителю и вежливо уточните критерии оценивания.

В тактике защиты важно создать благоприятную среду для ребенка, в которой ему помогают и учителя, и родители, и школьные друзья.

Но важно помнить, что цель — формирование самостоятельности в учебе. Помните, что есть риск стать «защитником», который пытается защитить ребенка от всего. Это только вредит развитию внутренних мотивов самостоятельного обучения, формируя вокруг ребенка вакуум отсутствия проблем.

Шаг №2. Помощь

Все мы хотим быть успешными. И взрослые, и дети. И нам необходимо подтверждение своего успеха. Поэтому своего ребенка всегда нужно хвалить. Если вы не знаете, за что, то придумайте. Важно, чтобы это были объективные вещи: например, по литературе за последний месяц стало больше четверок, чем троек.

Здесь хотелось бы отдельно подчеркнуть, что не все должны учиться на 4 и 5. Так, многие отличники, получившие высшее образование, на рынке труда оказываются менее востребованными, чем ребята, которые умеют что-то делать руками (дизайн, резьба, кулинария — всё что угодно). Поэтому старайтесь поддерживать увлечения ребенка, отдавайте его в секции, отведите к себе на работу. Так он быстрее поймет, что ему по-настоящему нравится. В подростковом возрасте реальная жизнь понятнее, чем опосредованная учеба и подготовка к будущей жизни. Пусть ребенок реально что-то пробует, занимается делом, достигает в нем успеха.
Шаг №3. Содействие

Дайте возможность выбирать — определите «зеленые зоны», в которых ребенок сам решает, что делать. Помогите ему найти интересные предметы и расставить приоритеты. На какой дисциплине он сосредоточится завтра, за какую возьмется в первую очередь, а за какую — в последнюю?

Ведь это страшно, когда ребенок с одинаковым усердием и перфекционизмом налегает на все предметы и решает абсолютно все задачи, даже со звездочкой. А жить-то когда?

Шаг №4. Договор

К этому этапу наш ребенок защищен, получил помощь и возможность выбора. Здесь встречаются уже два осознанных человека — вы и ваш ребенок, которые могут договариваться на равных. Пример предмета договора: итоговая оценка за год по химии и биологии будет выше тройки.

Важно понимать, что это нужно самому ребенку, потому что он хочет стать врачом. Но в то же время мы можем его как-то мотивировать со своей стороны: например, пообещать купить тот же телефон, о котором я уже говорил.

При этом здесь нет противоречия. Это некая связь между внутренней и внешней мотивацией. С одной стороны ребенком движет стимул выучить химию, потому что ему это нужно для будущей профессии. С другой стороны, при выполнении «условий договора» он получит приятный бонус от родителей.
Почему важно договариваться

Школа — это институт социализации. Наша жизнь во многом складывается именно из умения ладить с другими людьми: где-то промолчать, а где-то — напротив, отстоять свою позицию.

Тактики, которые я обозначил, связаны друг с другом. Но это не прямой путь из четырех шагов: в одном предмете вы с ребенком можете быть на этапе договора, а в другом — только вставать на путь защиты.

Споры о том, что такое педагогика — наука или искусство, не утихают до сих пор. Никто не учил нас быть хорошими родителями, а это непростая профессия, требующая таланта и внимания.

Помните, что никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. Подстраивайтесь под ребенка, меняйтесь вместе с ним. В чем-то он точно лучше вас, поэтому учитывайте его особенности, ищите компромиссы и развивайте внутреннюю положительную мотивацию. Это очень поможет не только в школе, но и во всей дальнейшей жизни. Школа — это только 11 лет, а жить вам потом вместе еще очень долго.
2023-02-13 18:17 Школьники