Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ШКОЛЬНИКИ

Как увлечь ребенка чтением

Может ли современный ребенок искренне любить чтение в мире, где есть планшеты и телефоны? Конечно. Но сразу же встает другой вопрос – как увлечь его этим интересным и полезным занятием? Казалось бы, еще вчера чтение перед сном было обязательным и важным ритуалом для ребенка. Но вот он стал школьником, появились списки литературы и постепенно мотивация стала снижаться. Вернуть школьника в увлекательный книжный мир помогает логопед-дефектолог, главный методист логоцентров «ДАР» Варвара Данекина.
О пользе чтения знают все взрослые, но почему-то, встречая малейшее сопротивление ребенка, сдаются «без борьбы». Многие утешают себя тем, что есть альтернатива в виде аудиокнижек, какие-то произведения все равно он будет читать по школьной программе и, наконец, если захочет – начнет читать, когда подрастет. Но именно чтение может помочь ребенку быть успешнее, легче справляться с домашними заданиями, пробуждать в нем интерес к окружающему миру. Книжка – прекрасный инструмент практически в любой ситуации, с которой может столкнуться человек. Побывав в «шкуре главного героя», школьник научится сочувствовать, сопереживать, правильно оценивать ту или иную ситуацию. Следующий важный пункт – тренировка мозга. Благодаря визуализации, малыш лучше вникает в сюжет, концентрируется, осмысляет прочитанное. Чтение успокаивает, увлекает, веселит и подключает фантазию. Если ребенок любит и умеет читать, то ему всегда понадобится меньше сил и времени для подготовки доклада, написания проектной работы и т.д. А успех в школе – это высокая самооценка, которая очень важна для человека любого возраста.

Как можно увлечь ребенка?
Шаг 1. Вызывать интерес
Наш мозг устроен так: если есть цель, то будет внимание и сосредоточенность. В данном случае цель простая – интерес. Например, когда ребенок еще недостаточно хорошо читает, то выполнение задания через силу сначала приведет к тому, что будет больше ошибок. А со временем отобьет желание что-либо читать. Конечно, бывают ситуации, когда важно настоять на выполнении домашнего задания: прочитать текст, выучить стихотворение и т.п. Но в свободное время эти же методы использовать не нужно. Чтобы было желание читать, должно быть интересно. А для этого важна правильная подача и мотивация. Например, в начале пути позволить ему читать то, что хочется – познавательные энциклопедии, детские журналы или комиксы. Сходите с ним в детскую библиотеку, где он самостоятельно выберет себе литературу по возрасту и вкусу, на тематическую выставку, где авторы читают отрывки из книг или магазин, чтобы показать все изобилие книжного мира.
Шаг 2. Читать слух
Даже если ребенок уже умеет читать сам, продолжайте читать вслух. А еще лучше – устраивайте семейные вечера, посвященные чтению. Очень увлекательное совместное занятие, которое еще сильнее развивает воображение ребенка – чтение по ролям. Выбирать для чтения лучше длинное произведение, чтобы растягивать удовольствие, и чтобы ребенок с нетерпением ждал продолжения. Когда книга заканчивается, можно придумать сюжетную игру. Например, вместе порассуждать – а что, если бы ты оказался на месте главного героя? Как бы ты поступил? Предложить подумать о продолжении истории, чтобы продлить восторг и впечатления от прочитанной книги.
Шаг 3. Приобретать качественные книги
Это значит, что важна полиграфия, формат, шрифт, красота иллюстраций. Конечно современного школьника вряд ли увлечет самая прекрасная по содержанию, но устаревшая или скучная по оформлению книга. Делать акцент на слове «чтение» тоже необязательно. Скорее всего, ребенком это будет восприниматься в штыки. Увлечение придет только в том случае, если книга будет естественным спутником и частью жизни, как утренние процедуры или прогулка. Ненавязчиво вводить книжку в жизнь можно разными способами – например, включить кусочек аудиосказки в машине, а потом предложить дочитать дома. Или ввести традицию дарить книги друг другу. Конечно, очень важно, чтобы родители тоже были увлечены книгами – обсуждали их за ужином, ходили на спектакли, обсуждали сюжет фильма, снятого по той или иной книге.
Шаг 4. Не отпугивать летним списком литературы
У учителя нет задачи на первом же уроке проверить - все ли книжки, заданные на лето, были прочитаны. Поэтому список не должен быть для ребенка каким-то неприятным заданием, омрачающим летние каникулы. Родителям нужно поделить все заданные книжки на части. Первая – те, которые можно отложить для более старшего возраста, Вторая – книжки, которые вы замените на аудиосказку или интересную экранизацию. Третья - те произведения, которые будут прочитаны вслух. И четвертая (примерно 3-4 книги), которые ребенок должен будет прочитать самостоятельно. Увидев, как изменился список, школьник с радостью согласится прочитать пару сказок и рассказов. С таким настроем дело пойдет гораздо бодрее, а если у книги есть продолжение – шансы на чтение с увлечением повысятся.
Шаг 5. Подавайте пример
Ребенок всегда считывает атмосферу и копирует поведение значимых взрослых. Зачастую, выделить время на чтение в современном ритме не просто. Но, чаще всего, речь не возможностях, а желании. Пусть ребенок не видит, что папа или мама иногда читают – например, когда он спит или по дороге на работу. Но он увидит, что книги лежат на тумбочке рядом с кроватью или в сумке, и что родители обсуждают то или иное произведение за ужином. Так интерес будет подогреваться. Но разговаривая о книгах важно не прививать ребенку чувству вины – мол, я всегда читала взахлеб, в отличие от тебя. Это не мотивирует, а отдаляет от чтения.

Ошибки, которые следует избежать:

- Наказывать чтением или обещать что-то, если почитает. Ребенок согласится за новую игрушку прочитать и одну, и две главы, но эта та мотивация, которая работает ровно столько, сколько мама или папа готовы платить;

- Аргументировать тем, что «это задали прочитать». Как правило, школьная программа не вызывает сильного интереса. Можно быстро расправиться с уроками, а потом переключить внимание на более интересную книгу, рассказав историю, как она читалась с фонариком под одеялом;

- Не сравнивать. Только с самим собой. Если ребенок учится читать – отмечать, насколько лучше получается сегодня. А если уже бегло читает – спрашивать, что вызывало интерес, а не подсчитывать, кто сколько книг осилил за каникулы.

- Можно использовать серьёзные аргументы, например, «это была домашняя работа по литературе» или «если не прочитаешь, получишь низкий балл». Если задание оказалось неинтересным, можно ознакомиться с текстом вместе, а затем обсудить какую-нибудь книгу, которую читали в его возрасте, уютно устроившись с фонариком под одеялом.

- Хвалить. Отмечать любые незначительные победы.
Школьники Книги