Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ШКОЛЬНИКИ

Переводим ребенка в новую школу

Смена школы всегда является вынужденной мерой и не происходит случайно, поэтому к этому событию можно подготовиться, а адаптацию к новой школе сделать наименее травматичной для ребенка.

Наша редакция обратилась к Коноваловой Екатерине Константиновне, чтобы получить рекомендации  по поддержке ребенка при переходе в новую школу.

Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 531

Причин для перевода ребенка в другую школу может быть несколько. Однако следует выделить основные, такие как:
  •  переезд,
  • недовольство образовательной средой (учителями, администрацией),
  • проблемы с одноклассниками.

Если смена образовательного учреждения происходит из-за переезда, а отношение к школе у ребенка сформировалось положительное, то каким бы грустным не было это событие, прогноз адаптации к новой школе достаточно благоприятный. В таком случае родителю нужно быть с ребенком откровенным, не держать в тайне планируемый переезд, продумать вместе с ребенком возможность общения со старыми друзьями и настроить на возможность приобретения новых друзей и новых возможностей.
Что касается других двух причин смены школы, то тут все сложнее. Взвешивая все "за" и "против" перехода в новое образовательное учреждение, нельзя забывать о возможных проблемах.

Случай из практики
В сентябре к нам в школу перевели мальчика в 5 класс. Со слов мамы причиной перевода стали плохие взаимоотношения с учителями и с одноклассниками. Уже в первую неделю обучения в новой школе мальчик был вызван в кабинет завуча из-за своего поведения. Сначала считали это адаптационным периодом и попыткой завоевать одобрение новых одноклассников по примеру взаимоотношений в прошлом коллективе. В конце первой четверти мама уже несколько раз была вызвана в школу. К решению проблемы привлекли психолога. После консультации с мамой и мальчиком было выяснено, что мальчик не только старается завоевать авторитет среди одноклассников поведением, которое считалось одобрительным в прошлой школе, но и имеет глубокую обиду на маму, а вызов мамы в школу являлся своеобразной местью.

Из случая, описанного выше, можно сделать несколько выводов: смена школы не всегда является решением проблемы, иногда причины гораздо глубже, чем кажутся. Изменение внешних обстоятельств не решает внутренних конфликтов.
Смена школы всегда сложное и ответственное решение. Если в младших классах в исключительных случаях родителю допустимо авторитарно принять решение о переводе ребенка в другую школу, то в подростковом возрасте это решение должно быть обязательно согласовано с самим ребенком. В ином случае директивный перевод в другую школу может привести к глубочайшей обиде подростка как на самих родителей, так и повлиять на дальнейший образовательный процесс. Поэтому в каком бы возрасте не был ваш ребёнок, решение о смене школы должно приниматься совместно.

Фото @freepik

Рекомендации родителям по поддержке ребенка при переходе в новую школу:


  1. Первое, что нужно сделать, это обсудить совместно с ребенком возможность смены образовательного учреждения и принять совместное решение о переводе в другую школу. В соответствии с возрастными особенностями ученики начальной школы больше сфокусированы на учебе, поэтому стоит уделить особое внимание новым предметам или интересным кружкам в новой школе. Если смена образовательного учреждения происходит в подростковом возрасте, то следует обсудить новые возможности в новом коллективе, сделать упор на формирование дружеских взаимоотношений в классе. В старших классах, как правило, меняют школу из-за профильных предметов, поэтому тут родителю важно поддержать мотивацию будущего выпускника и быть готовым выслушать своего ребенка в случае необходимости.
  2. Наиболее благоприятным периодом для смены образовательного учреждения является начало учебного года. Поэтому запланируйте перевод заранее и оставьте время на подготовку к новой школе: покупка формы, необходимой канцелярии, изучению секций и внеурочных занятий в новой школе.
  3. Ознакомьтесь с уставом новой школы, встретьтесь с будущем классным руководителем, узнайте правила класса, расскажите об особенностях характера своего ребенка и его увлечениях.
  4. Если остается возможность сохранить кружки, которые ребенок посещал до перевода в другую школу, постарайтесь продолжать их посещение.
  5. Не запрещайте общаться ребенку с предыдущими одноклассниками, при этом поощряйте новые знакомства, возможно, инициируйте сами приглашение новых одноклассников в гости. 
  6. Будьте готовы выслушать переживания ребенка столько, сколько ему будет необходимо говорить, не снижайте значимость его чувств, это позволит снизить тревогу и страх, а также увеличит доверие между вами.

Помните, что период адаптации к новым условиям в среднем длится около 3-х месяцев, поэтому в первые дни нельзя делать выводы, но если по истечению 3-х месяцев ребенок не смог хотя бы немного освоиться в новом классе, то нужно искать причины сложившейся ситуации. Возможно, следует обратиться к школьному психологу.

Школьники Подростки