Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ШКОЛЬНИКИ

Цифровая гигиена: как сделать интернет безопасным для детей

Большинство детей знакомится с интернетом уже в 3 года, а первый личный смартфон появляется у них в 6–7 лет. В этой новой цифровой реальности родителям необходимо контролировать медиапотребление ребёнка, чтобы уберечь его от нежелательного контента. Эксперты приложения вертикальных видео Yappy рассказали, как сделать цифровое пространство вокруг детей безопасным.

Статистика

Первый смартфон
В России в нормах СанПиНа прописано: до 6 лет детям не рекомендуется пользоваться гаджетами. У психологов на этот счёт разные мнения, которые можно свести к одной рекомендации: в дошкольном возрасте лучше не позволять ребёнку проводить наедине с гаджетом больше часа. Но как обстоят дела в реальности?

Родители всё раньше начинают знакомить детей с девайсами По данным исследования Yappy, посвящённого поколению Альфа (дети в возрасте от 7 до 13 лет), у 94% детей есть смартфон. В среднем первое электронное устройство появляется у них уже в 7 лет.

Первые «вылазки» в интернет под контролем родителей дети совершают в очень раннем возрасте. Согласно исследованию «Лаборатории Касперского», в 2023 году 92% детей в возрасте от 3 до 6 лет выходили в сеть вместе с родителями, в то время как в 2022 году их было 83%. Цель 59% родителей, «выпускающих» детей в сеть, — обучение. Любопытная деталь: в возрасте 3–6 лет аккаунт в соцсети есть у 15% детей, а в возрасте 7–10 лет — уже у 52%.
Время с гаджетами
Многие родители серьёзно обеспокоены тем, что погружение детей в виртуальный мир влияет на увеличение времени за экранами. Известно, что 82% детей старше 7 лет каждый день проводят со смартфоном более часа в день, при этом 63% взрослых стараются сократить это время. Кроме того, 40–50% детей старше 10 лет пользуются смартфоном практически везде: за едой, на прогулке и даже в туалете. По мере взросления увлечение гаджетами сильно увеличивается: 26% 15–17-летних подростков проводят в сети почти всё время, а 33% — 3–4 часа в день.

По данным исследования НИУ ВШЭ, 23% родителей ограничивают детей в использовании цифровых устройств и отдельных онлайн-сервисов. В целом больше половины родителей отслеживает активность детей в сети.
Чем дети и подростки занимаются в интернете?
Согласно приведённым выше исследованиям, для детей младшего возраста гаджеты — это в первую очередь «игрушки», и большинство из них в возрасте 3–10 лет просто играют на телефоне. Взрослея, дети начинают использовать сеть для общения с друзьями — так делает 75% детей в возрасте 11–14 лет. Среди популярных приложений — Telegram, TikTok, ВКонтакте, Yappy, Likee и другие.

На втором месте по популярности — просмотр видео, фото, мемов, фильмов или сериалов, а также прослушивание музыки. Дети выбирают контент, который проще всего воспринимается, — самый лаконичный и яркий. Это в первую очередь формат вертикальных видео. Он наиболее популярен у детей в соцсетях — такие ролики смотрит 84% детей.

Чем дети старше, тем больше они учатся в интернете: если в 7–10 лет с такими целями проводят время онлайн 50% детей, то среди 15–17-летних подростков — уже 61%. Интересный тренд: 19% детей использует короткие видео, чтобы сделать школьные домашние задания. Например, в Yappy популярен блогер Влад Физмат, который понятным языком объясняет подросткам интересные физические процессы.
Угрозы в сети
По данным исследования Альянса по защите детей в цифровой среде, более 90% детей в России сталкивается с угрозами в сети. Это могут быть кибербуллинг, попытки втянуть ребёнка в мошенническую схему, фишинг-атаки. Кроме того, интернет наводнён нежелательным и опасным контентом, который может негативно сказаться на неокрепшем детском сознании. Наконец, существует опасность онлайн-груминга. Так называют попытки войти в доверие к ребёнку в соцсетях и мессенджерах, чтобы встретиться с ним или получить от него приватные фото и видео.

Разобраться в причинах кибербуллинга и угроз в интернете, с которыми сталкиваются дети, часто трудно. Это связано с тем, что подрастающее поколение редко делится своими переживаниями о неприятных и дискомфортных моментах, которые им пришлось испытать. Боязнь быть наказанными, чувство стыда или неполное осознание своего негативного опыта могут мешать детям говорить о своих проблемах. В результате родители могут вовсе не узнать о произошедшем Как контролировать детское медиапотребление?

Современным родителям важно приучать детей к цифровой гигиене с ранних лет. Следуя этим пяти простым правилам и рекомендациям, родители могут создать здоровую среду для своих детей и подготовить их к ответственному использованию цифровых ресурсов.
Подключение родительского доступа
Программы родительского контроля используют 34% родителей, у которых есть дети в возрасте 3–6 лет, и 31% — тех, чьим детям 7–10 лет. Выбирая такое решение, лучше ориентироваться на максимально широкий функционал. Обычно решения родительского контроля включают в себя фильтр сайтов и приложений, контроль экранного времени, фильтры для безопасного поиска, геолокация, позволяющая узнать о перемещениях ребёнка.

Также можно настроить родительский контроль на устройстве самостоятельно. Например, в настройках iPhone есть возможность установить лимиты экранного времени и воспользоваться функцией «Ограничение общения». В меню «Контент и конфиденциальность» легко установить ограничение контента и выбрать список разрешённых приложений. Здесь же можно запретить ребёнку сообщать о своём местоположении.
Демонстрация личного примера
Дети часто копируют поведение родителей, поэтому важно самим демонстрировать здоровое отношение к цифровым устройствам. Необходимо показывать ребёнку, что интернет-пространство не является центром всей жизни, и проводить время за активными занятиями и живым общением. Выпрямить спину, убрать телефон во время беседы — это тоже позитивный пример, который могут дать ребёнку родители. Формирование правильных привычек убережёт не только осанку и зрение, но и сохранит ментальное здоровье малыша. Также стоит объяснить базовые принципы критического мышления и фактчекинга. Умение отличать факты от мнений — незаменимый навык грамотных интернет-пользователей.

Если же вы не следуете ограничениям, которые сами же обозначили, то у ребёнка появляются справедливые сомнения. Исследование «Лаборатории Касперского» показало, что только 48% взрослых следуют собственным рекомендациям о том, как вести себя в виртуальной среде и как обращаться с гаджетами.
Обучение безопасности в сети
Одно из главных правил: устанавливать надёжные пароли. В первую очередь не используйте осмысленные слова и сочетания цифр, такие как даты рождения, клички домашних животных и прочее. Кроме того, важно настроить двухфакторную аутентификацию. Звучит сложно, поэтому объясните это ребёнку простыми словами, как и все другие правила поведения в интернете. Чтобы доступ на личную страничку в соцсети был защищён надёжнее, нужно подтверждать вход дважды. Сначала необходимо ввести логин и пароль, а потом ещё и шифр, который придёт в СМС или в другом уведомлении. Таким же образом нужно поступать на любых ресурсах, чтобы сохранять конфиденциальность.

Ребёнок должен понимать, что интернет кишит опасными сайтами мошенников. Важно объяснить ему, что переходить по подозрительным ссылкам, полученным от неизвестных отправителей, ни в коем случае нельзя. Также стоит настоятельно попросить ребёнка не делиться личной информацией в интернете необдуманно. Речь идёт о документах, например, о сканах паспорта и данных банковских карт.
Вознаграждение за время не в сети
Звучит парадоксально, но это так: цифровая среда поглощает настолько, что реальный мир остаётся в стороне. А значит, ребёнок не решает свои проблемы, не достигает реальных целей в жизни, не получает необходимых в детстве впечатлений. Нужно мотивировать его проводить время в реальности. Для этого подойдёт любая индивидуальная система мотивации, разработанная в семье. Пусть наградой будут карманные деньги, или поездка в зоопарк, или — что лучше всего — надолго отложенная во времени награда. Например, пообещайте ребёнку, что он поедет в то место, о котором давно мечтал. Но только через год, и если он не будет выходить за лимиты интернет-времени. Отложенное вознаграждение формирует у детей способность добиваться долгосрочных целей.
Живое общение
Больше общайтесь с ребёнком сами и поощряйте его приглашать друзей к себе домой. Чтобы реальный мир стал для вашего сына или дочери не менее захватывающим, чем онлайн-пространство, сделайте его более весёлым и насыщенным. Создавайте свой личный родительский образ — человека, которому дети будут доверять, способного разделить с ними их увлечения. Смотрите вместе с детьми их любимый контент в сети, но ещё больше времени старайтесь общаться вживую. Пусть встречи с друзьями в домашней обстановке станут для ребёнка обычным делом. Тогда он не будет скрываться от родителей и замыкаться в своём кругу.

Приложения, которым можно доверять

Игровые метавселенные и социальные платформы для общения и игр привлекают миллионы пользователей. Но относиться к ним нужно осторожно, выбирая те, у которых есть модерация контента, хорошие отзывы и разные функции — не только игровые, но и отчасти образовательные. Среди них можно порекомендовать:
  • Метавселенная Roblox, где дети могут не только играть, но и учиться придумывать и создавать игры самостоятельно. Это позволяет познакомиться с элементами игротехники и получить навыки общения. Кроме того, на этой платформе дети могут попробовать себя в новой роли или даже в новой профессии. Это может помочь в будущем в профориентации. Для родителей существует отдельный гайд по безопасности использования платформы детьми.

  • Обучающая компьютерная игра Minecraft Education с заданиями, учебными программами и иммерсивными играми. На этой платформе дети получают базовые навыки программирования, так как многие игровые задачи предполагают оперирование некими механизмами или печатными платами под названием Redstone Circuits. Так они получают представление об основных принципах функционирования сложных систем. Кроме того, игры в Minecraft Education учат участников добиваться целей с помощью долгосрочного планирования и расчёта ресурсов, развивают критическое мышление и навыки общения.

  • Приложение вертикальных видео Yappy объединяет детей и взрослых, которые могут заниматься творчеством и смотреть не только развлекательный, но и образовательный контент. На платформе есть более 90 подборок контента, в том числе путешествия, научпоп, школьное образование, гейминг и многое другое. Более того, Yappy постоянно оптимизирует возрастную модерацию в приложении. Контент, который не соответствует требованиям безопасности, распознаётся и удаляется, а при частых серьёзных нарушениях аккаунт нарушителя блокируется.

Игровые приложения с мобильными играми, такие как CHUCHEL или Lumino City. CHUCHEL — анимационная игра, где необходимо решать сложные головоломки вместе с яркими персонажами. Развивает логику и быструю реакцию. Lumino City — красивая приключенческая игра-квест, в которой дети управляют персонажем, решая ребусы и головоломки. Развивает внимательность, логику, память, учит ориентироваться в пространстве.
Школьники Наш опыт