Хочешь с нами во всем разобраться?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
 
 
ВСЕ ДЕТИ КАК ДЕТИ | ШКОЛЬНИКИ

Школьная система на распутье: время перемен

Современное школьное образование сталкивается с серьезным вызовом — оно больше не отвечает потребностям быстро меняющегося мира. Система, которая хорошо работала столетие назад, когда было важно строго следовать инструкциям, теперь не справляется с новыми задачами. Как мы можем адаптировать образование под реалии XXI века? Своими мыслями делится Анастасия Логинова — писатель, игропрактик, автор книг «12 дверей», «Исчезающий маяк» и других, ведущая клуба «Путь писателя» и член Союза детских и юношеских писателей.

Подробнее об Анастасии можно узнать на её сайте: www.12dverei.ru

Умения, которые нужны

Школа развивает хард-скиллы — базовые умения, и игнорирует софт-скиллы. Например, креативность, способность учиться, договариваться, адаптироваться к изменениям. Да, они нарабатываются со временем и опытом, но этот путь приходится проходить наугад, вслепую. А это стоит времени, усилий, денег и иногда репутации.

Но ведь можно помочь нашим детям сделать этот путь короче и комфортнее. Если тебе с детства выдают инструменты, ко взрослому возрасту ты уже освоишь хотя бы часть из них. Среди этих инструментов можно назвать принципы самопознания и самоопределения. Если ты понимаешь, какие твои сильные и слабые стороны личности, что тебя мотивирует, а что лишает сил, то совершаешь меньше ошибок при выборе профессионального пути.

Когда выпускники школ определяются с тем, в какие вузы поступить, зачастую они действуют наугад, по советам родителей или используя их связи. И после получения диплома мы получаем совершенно не мотивированных специалистов с очень низкой квалификацией. Просто потому, что не учитываем склонности и таланты ребёнка до выбора специальности.

Авторитарность образования

Другая проблема — авторитарность стиля образования, где учитель олицетворяет истину в последней инстанции, а ученики пассивно воспринимают информацию.

Исследования доказывают, что лучше всего знание усваивается, если оно активно перерабатывается, в процессе, который вызывает интерес и эмоции. Всё это невозможно "втиснуть" в школу с расписанием, уроками и классами. Если мы не задумаемся об этом сегодня, ничего не изменится ни завтра, ни через год, ни через десять.Классическое школьное образование устарело и не отвечает требованиям современного мира. Вместо того чтобы развивать только базовые умения, необходимо акцентировать внимание на софт-скиллах, таких как креативность и адаптивность. В статье говорится о том, почему школа нуждается в глобальных переменах, как образовательные методы могут стать более вовлекающими, и какую роль в этом процессе играют родители. Узнайте, как реформировать систему, чтобы помочь детям найти своё место в мире.
Образование через любопытство
Для меня одним из примеров "вовлекающих" образовательных технологий стал проект Митчела Резника, американского ученого и педагога. Он заведует лабораторией Lifelong Kindergarten в Медиалаборатории Массачусетского технологического института (MIT Media Lab). По его наблюдениям, обучение стоит строить по проектному принципу, идти за страстью ученика, создавать среду для общения с такими же увлечёнными участниками и во всю использовать игровой подход. И тогда заставлять учиться ребёнка не придётся.
Начать с себя
Как могут ли помочь ребёнку родители? Главный совет — самим быть той переменой, которую мы хотим видеть в детях. Интересоваться жизнью, тем, как она устроена, быть осознанными и транслировать это детям. Разговаривать не об оценках или уроках, а о чувствах, новых знаниях, увлекательных вещах. Это создает доверительные отношения и позволяет помочь ребёнку осознать себя, мир и своё место в этом мире.

Система перестраивается долго. Да, есть учителя, которым важнее содержание, а не форма, не соответствие шаблону, а мысли, которые высказывает ученик. Но хочется более глубоких и глобальных изменений. Думаю, вам тоже.
Школьники Наш опыт